Посредники зарабатывают на фермерах 200% прибыли
Не случайно президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратил внимание на непрозрачные и искаженные механизмы ценообразования в стране. Ведь цены на продукты питания растут, но зарабатывают на этом росте совсем не фермеры.
Казахстанские банки не хотят вкладываться в проекты в сельском хозяйстве, но с удовольствием инвестируют в торговлю. Почему? Да потому, что именно там, в торговле (а не в производстве) идёт заработок на подорожании продовольствия.
Известный в Казахстане производитель фруктов Болатбек Алиев на днях поделился наблюдениями: «стоимость яблок за прошедшие 3 года практически не изменилась, она осталась, по сути, на том же уровне». У большей части населения эта информация ничего, кроме недоумения, вызвать не может. Ведь если три года назад килограмм яблок можно было купить в среднем по 200 тенге, то сегодня дешевле 400 не найти. То есть, рост цен – 100%, сообщает «КазахЗерно.kz».
Однако, в том то и дело, что этот рост ощущают на своих кошельках только покупатели. Фермеры его не видят. Ведь вся маржа достается промежуточным звеньям в цепочке «от поля до прилавка», и в первую очередь, торговым сетям.
Аналогичная ситуация и по мясу. Взять ту же говядину, цена которой на прилавках уверенно закрепилась в районе 3 тыс. тенге за килограмм. При этом, фермеры называют ту цену, по которой мясо принимают перекупщики у них. Это 1100 тенге. Получается, выращивая скот 18 месяцев от рождения до убойного веса, животновод получает 1100 тенге. А торговля забирает себе 1900 тенге! Прибыль на ровном месте почти 200%. Где справедливость?
При этом чиновники, контролирующие торговый бизнес, изобретают все новые способы обогатиться на чужом труде. В частности, речь идет об одиозной программе субсидирования торговых сетей (!) для закупа продукции фермеров. Ее в пилотном режиме обкатали на юге в прошлом году, а теперь хотят распространять повсеместно. То есть, через СПК торговым сетям дают дешевые деньги, которые они якобы должны тратить на приобретение овощей и фруктов у фермеров.
О чем вы? Зачем торговым сетям возиться с мелкими производителями? Они лучше закупят оптом где-нибудь в Узбекистане, просто увеличив свою прибыльность за счет дешевого кредита.
Вот об этом и ведет речь глава государства, когда поручает создать сеть оптово-распределительных центров, а также облегчить фермерам доступ к торговым местам. Только будут ли эти планы иметь смысл?
Очень хочется в это верить, но опыт подсказывает, что успех очень сомнителен. Сколько уже было примеров, сколько было проектов по удалению лишних звеньев из цепочки. И все они завершились ничем. Потому что кусок пирога слишком сладкий, чтобы делиться им с рядовыми фермерами.