О путях повышения производительности труда в сельском хозяйстве

Учет специфики сельскохозяйственного производства положен в основу государственной аграрной политики в развитых странах. Суть этой политики заключается в том, что для производства сельскохозяйственной продукции каждый почвенно-климатический регион должен иметь применительно к своим условиям адаптированные:
1) сорта сельскохозяйственных культур и породы животных;
2) сортовые технологии возделывания сельскохозяйственных культур, технологии содержания и кормления животных;
3) технические средства для выполнения технологических операций.

А.П. Грибановский, академик НАН РК, А.С. Рзалиев, канд. техн. наук

Реализация этих принципов даже в самых «рыночных» странах (США, Канада) регулируется государством, т.е. разрабатываются необходимые законодательные акты и государство жестко контролирует их выполнение. Так, например, в США и Канаде действует закон о защите почв от эрозии. И, если фермер не выполняет противоэрозионные мероприятия, то их будет выполнять государство, но за счет фермера. Никто такого подхода и не оспаривает, поскольку осознают, что почва это бесценный дар природы и потеря её означает лишение права жизни людей на Земле.

1. Сорта и породы

Выведение региональных сортов сельскохозяйственных культур и пород животных финансируется из республиканского бюджета (программа 042 минсельхоза), а их тиражирование и реализация регламентируется рядом нормативно-правовых актов и поддерживаются из средств республиканского бюджета.

На сегодня действует закон РК от 13.07.99 г. № 422-1 «Об охране селекционных достижений». Он определяет правовые, экономические и организационные основы деятельности в области охраны селекционных достижений, регулирует имущественные, а также связанные с ним неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, выявлением, правовой охраной и использованием селекционных достижений.

Этот закон сопровождается законами РК от 08.02.03 г. № 385-11 «О семеноводстве», от 09.07.98 г. № 278-1 «О племенном животноводстве» и от 12.03.02 г. № 303-11 «О пчеловодстве». Эти законы определяют правовые, экономические и организационные основы осуществления деятельности в области семеноводства и племенного животноводства, направлены на регулирование вопросов организации и функционирования этой системы, регулируют деятельность государственных органов, физических и юридических лиц, занятых в этих сферах деятельности.

Таким образом, есть надежда, что при надлежащей организации и государственном контроле работ в сфере семеноводства и племенного животноводства принцип обеспечения регионов Казахстана адаптированными сортами сельскохозяйственных культур и породами животных будет реализован.

2. Технологии возделывания

Реализация заложенного в сортах растений и породах животных генетического потенциала невозможна без разработки региональных сортовых технологий возделывания сельскохозяйственных культур и технологий содержания и кормления пород животных. Эти технологии должны разрабатываться научными комплексами сельскохозяйственного профиля. В конце прошлого века такие комплексы в Казахстане были сформированы и состояли из научно-исследовательских институтов растениеводства и животноводства, областных опытных станций, на полях которых эти НИИ проводили крупномасштабные полевые исследования, и опытно-производственных хозяйств, где осуществлялась широкая хозяйственная проверка разрабатываемых технологий, а также выполнялась работа по семеноводству и племенному животноводству. Научные комплексы формировали исходные требования к машинам для выполнения технологических операций. Эти требования являлись основанием для создания новых или совершенствования существующих машин и служили критериями при их агро- или зоотехнологической оценке.

К сожалению, из-за затянувшегося становления сельскохозяйственного производства на рыночные отношения, низкой платежеспособности фермерских хозяйств, старения технологий и техники, и недостаточного профессионального уровня новых сельхозпроизводителей, разработанные этими комплексами технологии практически не применяются. Этому способствовал также и тот факт, что в процессе реформирования в начале этого века аграрной науки региональные научные комплексы были разрушены. Из их состава Постановлениями Правительства РК от 23.04.03 г. № 394; от 18.06.04 г. № 672; от 10.05.06 г. № 378; от 15.10.07 г. № 949; от 28.03.08 г. № 301 были выведены и переданы в коммунальную собственность с последующей приватизацией 13 опытных станций и 25 опытно-производственных хозяйств. Что для Казахстана, с его 55 почвенно-климатическими регионами, явно было нецелесообразно. Так, например, в США функционируют 600 экспериментальных (опытных) станций, а в Канаде – 230, а в составе Аргентинского национального института агротехнологий имеется 47 опытных станций и более 250 внедренческих центров.

В таком «усеченном» виде региональные научные комплексы функционируют в настоящее время, финансируются из республиканского бюджета (программа 042 минсельхоза) и пытаются в этих крайне неблагоприятных условиях разрабатывать новые или совершенствовать существующие региональные технологии производства сельскохозяйственной продукции.
Как следствие этого в Казахстан начали завозить не испытанные в установленном порядке и не адаптированные к нашим условиям технологии и усиленно повсеместно с использованием административных мер внедрять их в производство. Так, например, несмотря на все известные плюсы и минусы «нулевой» технологии, повсеместное внедрение «прямого» посева привело к переуплотнению почвы и более чем к 3-х кратному увеличению на неё химической нагрузки. О какой экологической безопасности может идти речь? Именно из-за недостатков «нулевой» технологии в США вместо планируемого объема её внедрения к концу прошлого века на посевной площади 45-50% она сегодня применяется лишь на площади 17%.

Из-за переуплотнения почв в Казахстане уже сегодня тракторы К-701 (К-744) не могут агрегатировать 12-и метровые сеялочные агрегаты СЗС-12, а конструкторы зарубежных фирм вынуждены для обеспечения заглубления сошников посевных комплексов ставить на каждый из них гидроцилиндр. Поэтому, как указывает Нагорный В. Д., в Канаде на полях где применяется NO-TiLL рекомендуется один раз в 4-5 лет проводить рыхление почвы на глубину 40-60 см.
Следовательно, для решения второго принципиального положения по обеспечению повышения производительности труда в сельском хозяйстве необходимо реанимировать региональные научные центры, аграрные научно-образовательные консорциумы в форме акционерных обществ некоммерческого типа. В них на добровольной основе должны входить самостоятельные юридические лица – региональные НИИ, вузы, опытные станции и опытно-экспериментальные хозяйства.

3. Машины и механизмы

Общеизвестно, что в конечном итоге потенциал сельскохозяйственного производства определяется уровнем его технического оснащения. Поэтому даже в случае успешного решения в Казахстане двух указанных выше принципиальных положений, но при отсутствии адаптивных энергосберегающих технических средств, для качественного выполнения технологических операций, невозможно повысить производительность труда в сельском хозяйстве.

По данным минсельхоза за 2004-2010 годы приобретено 47,5 тыс единиц техники на сумму 208,7 млрд тенге. С учетом этого на конец 2010 года в сельском хозяйстве имелось в наличии 155,6 тыс колесных и гусеничных тракторов, 47 тыс зерновых комбайнов, 2,6 тыс посевных комплексов, 89,8 тыс сеялок и 335,4 тыс единиц почвообрабатывающей техники. Причем средний возраст её превышает нормативные сроки эксплуатации, и подлежит списанию 93% тракторов, 71% зерноуборочных комбайнов, 95% сеялок и т.д. Поэтому расчетная годовая потребность техники с учетом её обновления в течение 5 лет составляет 9,65 тыс единиц на сумму 106,5 млрд тенге.

Учитывая, что в Казахстане отрасль сельхозмашиностроения не функционирует, мы уже инвестировали в развитие зарубежных фирм 268,7 млрд тенге и в дальнейшем будем ежегодно инвестировать их на сумму 106,5 млрд тенге. Такая ситуация, мягко говоря, является просто неприличной для аграрного Казахстана, в котором ранее функционировало несколько десятков заводов сельхозмашиностроения с конструкторскими бюро. Имеются и функционируют два НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства, действует стандарт СТРК 4,9-2004 «Порядок разработки и постановки продукции сельскохозяйственного машиностроения на производство (стадия опытно-конструкторские работы)». За последние 10 лет этими институтами даже в условиях недостаточного бюджетного финансирования и устаревшей научно-производственной инфраструктуры было разработано, изготовлено и испытано 83 образца машин и оборудования, и по заявкам фермеров реализовано в количестве 1662 штук. Вполне понятно, что это ни в коей мере не решало проблем технического перевооружения и обеспечения сельхозпроизводителей.

Естественно, что этим воспользовались зарубежные фирмы сельхозмашиностроения, которые по известным причинам не испытывают желания создавать в Казахстане совместные предприятия по производству сельхозмашин. Вопреки подпункту 3 статьи 14 Закона РК от 08.07.05 г. № 66-III «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» они заполонили казахстанский рынок сельхозмашинами практически без их испытания. Интересы фермеров на рынке сельскохозяйственных машин государством не защищаются, что противоречит мировой практике. Так, например, в Канаде (Нагорный В. Д.) защита интересов фермеров на рынке сельхозмашин предусмотрена законом «Сельскохозяйственные средства производства» и обязательной государственной экспертизой всех машин и оборудования, поступающих на канадский рынок. Причем эта экспертиза осуществляется за счет поставщика машин и проводится по единой программе двумя федеральными центрами Канады – институт сельскохозяйственных машин для прерий (РАМJ) в Саскачеване и научно-исследовательским центром по сельскохозяйственным машинам в Альберте. Результаты сравнительных испытаний на безвозмездной основе ими рассылаются заинтересованным лицам и фирмам, направляются в сельскохозяйственные библиотеки штатов, предоставляются по запросам.

В Казахстане же функционирующие ранее зональные машиноиспытательные станции (Казахская, Целинная, Павлодарская, Кызылординская) были переданы в коммунальную собственность и приватизированы.

Создается впечатление, что в Казахстане конкуренцию техники на рынке сельхозмашин заменила конкуренция между собой торговых представителей зарубежных фирм. Суть этой конкуренции заключается в том, что кто в большей мере из них учтет личные интересы посредника. Поэтому посредники также как и зарубежные фирмы сельхозмашиностроения, не заинтересованы не только в проведении государственной экспертизы представляемой на рынок сельхозтехники, но и развития отечественного сельхозмашиностроения.

Таким образом, на первом этапе научно-обоснованного переоснащения и обеспечения сельского хозяйства необходимыми машинами и оборудованием, а также обеспечения государственной защиты фермеров на рынке сельхозмашин, необходимо создать зональную сеть государственных испытательных центров, деятельность которых, как и деятельность сортоиспытательных участков, должна финансироваться из республиканского бюджета по программе минсельхоза. Тем более, что методы определения функциональных показателей при испытании сельхозмашин регламентированы действующими в Казахстане стандартами (ОСТ и ГОСТ).

На втором этапе следует реанимировать отрасль сельскохозяйственного машиностроения. Такие попытки предпринимались неоднократно. Были разработаны и утверждены Правительством РК программы развития сельхозмашиностроения. Но, к сожалению, ни одна из них не была реализована.

Только при условии реализации в полном объеме мер по решению указанных выше проблем – для каждого региона свои сорта растений и породы животных, технологии выращивания растений, содержания и кормления животных, адаптированные эффективные технические средства для выполнения технологических операций может быть достигнута стратегическая цель – повысить в два раза производительность труда в сельском хозяйстве.

РЗАЛИЕВ Аскар Сапашевич – заместитель генерального директора Казахского НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства, кандидат технических наук.
Родился 11 ноября 1948 года в Уральской области, окончил факультет механизации сельского хозяйства Западно-Казахстанского сельскохозяйственного института, инженер-механик. Опубликовал 55 статьей, имеет 15 изобретений и патентов.

ГРИБАНОВСКИЙ Анатолий Павлович – главный научный сотрудник РГП «Научно-производственный центр механизации сельского хозяйства»
(г. Алматы). Родился 2 сентября 1936 года в Омской области РСФСР. Окончил факультет механизации сельскохозяйственного производства Омского сельскохозяйственного института им. С.М. Кирова (1960), инженер-механик.
Кандидат (1968), доктор (1982) технических наук. Тема докторской диссертации: «Исследование рабочего процесса и обоснование параметров плоскорезных орудий, их разработка и внедрение». Профессор по специальности «Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства» (1995). Академик Казахской академии сельскохозяйственных наук (1991–1996). Академик Национальной академии наук РК (1996).

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы