Мораторий на проверки субъектов предпринимательства

В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Указ) со 2 апреля 2014 года в нашей стране прекращены все проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. Подробнее об этом Указе читайте ниже.

Проверяемые и проверяющие

Согласно пункту 1 Указа, центральные государственные и местные исполнительные органы должны прекратить со 2 апреля 2014 года до 1 января 2015 года проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Выясним, кого не будут проверять в вышеназванный период. Субъекты малого и среднего предпринимательства согласно ст. 6 Закона «О частном предпринимательстве» – это индивидуальные предприниматели и негосударственные юридические лица со среднегодовой численностью работников менее 50 (малое) и от 51 до 250 (среднее) человек, и среднегодовым доходом не свыше 60 000 МРП и от 60 000 до 3 000 000 МРП. Плательщики единого земельного налога при определении отношения к субъектам предпринимательства используют критерий – среднегодовая численность работников.

В соответствии с Конституционным законом «О правительстве Республики Казахстан и Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», центральными государственными органами являются министерства и агентства, а местными исполнительными органами – акиматы. Это органы, которым запрещено проводить проверки в вышеуказанный период. А все проверки, начатые или назначенные до 2 апреля 2014 года, следует завершить до этого числа.

Исключения из запрета

Согласно Указа, введены исключения из запрета на проверки государственными органами. Если основанием для проведения проверки является заявление субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении собственной деятельности, и в отношении встречных проверок, связанных с этим заявлением, то проверка будет осуществляться.

Не коснется также мо­раторий на проверки: а) финансовых организа­ций (участники страхово­го рынка; рынка ценных бумаг; банки; организа­ции, осуществляющие не­которые виды банковской деятельности; единый на­копительный пенсионный фонд), б) организаций в сфере атомной энергии, радиоактивных веществ, в) деятельности физиче­ских и юридических лиц, занятых в области оборо­та ядов, вооружения, во­енной техники и отдель­ных видов оружия, в том числе гражданского и слу­жебного, взрывчатых и пи­ротехнических веществ и изделий с их применени­ем, г) мероприятий, про­водимых в целях предот­вращения или устранения действий, несущих пря­мую и непосредственную угрозу конституционному строю, национальной без­опасности, законности и общественному порядку. Кроме этого, в соот­ветствии с указанием Генеральной прокуратуры РК № 417 от 14 марта 2014 года, на проверки субъек­тов предпринимательства, инициируемые правоох­ранительными и специ­альными государствен­ными органами, и направ­ленные на пресечение преступных деяний, тре­бования Указа не распро­страняются. Орган, веду­щий уголовный процесс по находящемуся в его произ­водстве уголовному делу может требовать проведе­ния проверок от уполномо­ченных органов, но по со­гласованию с Генеральной прокуратурой РК.

По истечении срока действия моратория

С 1 января 2015 года плановые проверки субъ­ектов предприниматель­ства отменены, проверкам будут подвергаться толь­ко те предприниматели, у которых действительно высокая вероятность на­рушения законодатель­ства. Правительству Республики Казахстан по­ручено до 1 сентября 2014 года разработать про­ект закона по вопросам кардинального улучшения условий для предприни­мательской деятельности в РК, предусматривающий:

– переход на организа­цию проверок на осно­ве оценки рисков, а так­же введение возмож­ности страхования ответственности субъ­ектов предпринима­тельства, как альтернати­вы проверкам субъектов предпринимательства;

– сокращение требо­ваний, подлежащих про­верке при осуществле­нии государственного кон­троля и надзора, предъ­являемых к субъектам предпринимательства;

– упрощение проце ­дур ликвидации субъек­тов малого и среднего предпринимательства;

– усиление роли Национальной палаты предпринимателей, в том числе введение института уполномоченного по пра­вам предпринимателей;

– иные меры, направлен­ные на кардинальное улуч­шение условий для пред­принимательской деятель­ности в стране.

Жанна Батабаева

 

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы