Мораторий на проверки субъектов предпринимательства
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан» (далее – Указ) со 2 апреля 2014 года в нашей стране прекращены все проверки субъектов малого и среднего предпринимательства. Подробнее об этом Указе читайте ниже.
Проверяемые и проверяющие
Согласно пункту 1 Указа, центральные государственные и местные исполнительные органы должны прекратить со 2 апреля 2014 года до 1 января 2015 года проверки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Выясним, кого не будут проверять в вышеназванный период. Субъекты малого и среднего предпринимательства согласно ст. 6 Закона «О частном предпринимательстве» – это индивидуальные предприниматели и негосударственные юридические лица со среднегодовой численностью работников менее 50 (малое) и от 51 до 250 (среднее) человек, и среднегодовым доходом не свыше 60 000 МРП и от 60 000 до 3 000 000 МРП. Плательщики единого земельного налога при определении отношения к субъектам предпринимательства используют критерий – среднегодовая численность работников.
В соответствии с Конституционным законом «О правительстве Республики Казахстан и Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан», центральными государственными органами являются министерства и агентства, а местными исполнительными органами – акиматы. Это органы, которым запрещено проводить проверки в вышеуказанный период. А все проверки, начатые или назначенные до 2 апреля 2014 года, следует завершить до этого числа.
Исключения из запрета
Согласно Указа, введены исключения из запрета на проверки государственными органами. Если основанием для проведения проверки является заявление субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении собственной деятельности, и в отношении встречных проверок, связанных с этим заявлением, то проверка будет осуществляться.
Не коснется также мораторий на проверки: а) финансовых организаций (участники страхового рынка; рынка ценных бумаг; банки; организации, осуществляющие некоторые виды банковской деятельности; единый накопительный пенсионный фонд), б) организаций в сфере атомной энергии, радиоактивных веществ, в) деятельности физических и юридических лиц, занятых в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, в том числе гражданского и служебного, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением, г) мероприятий, проводимых в целях предотвращения или устранения действий, несущих прямую и непосредственную угрозу конституционному строю, национальной безопасности, законности и общественному порядку. Кроме этого, в соответствии с указанием Генеральной прокуратуры РК № 417 от 14 марта 2014 года, на проверки субъектов предпринимательства, инициируемые правоохранительными и специальными государственными органами, и направленные на пресечение преступных деяний, требования Указа не распространяются. Орган, ведущий уголовный процесс по находящемуся в его производстве уголовному делу может требовать проведения проверок от уполномоченных органов, но по согласованию с Генеральной прокуратурой РК.
По истечении срока действия моратория
С 1 января 2015 года плановые проверки субъектов предпринимательства отменены, проверкам будут подвергаться только те предприниматели, у которых действительно высокая вероятность нарушения законодательства. Правительству Республики Казахстан поручено до 1 сентября 2014 года разработать проект закона по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК, предусматривающий:
– переход на организацию проверок на основе оценки рисков, а также введение возможности страхования ответственности субъектов предпринимательства, как альтернативы проверкам субъектов предпринимательства;
– сокращение требований, подлежащих проверке при осуществлении государственного контроля и надзора, предъявляемых к субъектам предпринимательства;
– упрощение проце дур ликвидации субъектов малого и среднего предпринимательства;
– усиление роли Национальной палаты предпринимателей, в том числе введение института уполномоченного по правам предпринимателей;
– иные меры, направленные на кардинальное улучшение условий для предпринимательской деятельности в стране.
Жанна Батабаева