КТЖ отгружает «своим»? Мукомолы заявили об остановке производств и росте цен на муку

Зерноперерабатывающие предприятия Казахстана бьют тревогу. В период подготовки к новому сезону, пустых складов, начала закупа и перевозки сырья нового урожая, КТЖ вдруг резко «зарезал» все их доппланы. В итоге мельницы начали останавливаться, тем временем мука выросла в цене. По словам предпринимателей, если в ближайшее время вопрос не решится, предприятия начнут закрываться массово, сообщает агентство «АПК Новости».

Иллюстративное фото: из открытых источников

«Уж не знаю, совпадение это, или нет, но, в этот раз все наши проблемы начались день в день, как вернулся на свою должность Владимир Петров. Именно в этот день нагло, безапелляционно, на корню, «зарезали» все наши доппланы. Вроде бы за последние 9-10 месяцев всё успокоилось, нормализовалось. И вдруг опять. Совпадение? Или действительно господин Петров, вернувшись, дал команду в первую очередь отгружать «своим»? Звучит, конечно, дико. Но другое, увы, на ум не приходит. И всё бы ничего, но к концу августа-началу сентября склады с готовой продукцией на юге страны пустеют, бизнес готовится к новому сезону. В итоге: остановка производств, рост цен на муку. Это всё — лишь для того, чтобы обеспечить выполнение «своих» экспортных контрактов? Как-то не очень хочется в это верить. А пока мы сидим и думаем верить или не верить, цены на муку растут. Сегодня уже плюс 10 тенге», – сообщила руководитель ТОО «Grain House 555» из Шымкента Жанна Зубарева.

Предприниматель пояснила, что на юге Казахстана – Шымкенте и Туркестанской области – мукомольные предприятия работают в основном по дополнительным планам по отгрузке пшеницы. Они закупают пшеницу, подают в КТЖ на допплан, в течение 1-2 дней перевозчик согласовывает его и в течение недели «Астык Транс» предоставляет зерновозы. Вся процедура по доставке зерна с севера на юг занимает порядка 8-10 дней.

Июль-август – это месяцы, когда элеваторы на севере практически не работают, останавливаясь и приводя в порядок техническое хозяйство, готовясь к новому урожаю. Это то время, когда остатки на складах распродаются.

«В конце августа-начале сентября мы все начинаем закупать пшеницу нового урожая. Мы стараемся в новый урожай прийти с минимальными остатками на складах. Так же и в этом году. К концу августа южные мукомолы начали закупать пшеницу нового урожая, подали заявки на доппланы, взяли вагоны у «Астык Транс», оплатили за них, вагоны подали на элеваторы, очень много предприятий загрузили эти вагоны. И тут вернулся Петров…» – рассказала нам Жанна Зубарева.

По её словам, резко, в один день, им объявили, что доппланы не согласовываются. И вот уже вторую неделю мукомольные предприятия юга остаются без пшеницы.

«Мало того, что мы имеем ценовые качели на зерно, идут разговоры, что пшеницы будет мало, имеем ситуацию о закрытии импорта российской пшеницы, информацию о снижении качества зерна из-за дождей. Турбулентность и так страшная, а еще и наши делают невозможным нормальную предпринимательскую деятельность», – сетуют бизнесмены.

«С приходом Петрова все эти доппланы остановились. Это приводит к тому, что нет определенного количества муки, нет возможности продавать много муки. Цена начала расти. Мы, производственники, не поднимаем цены, но те, кто у нас покупает, – торговые точки, посредники (они всё знают, ситуацию прекрасно видят), – начинают поднимать цены потребителям. Сейчас мы видим уже, что цена на полках для потребителя поднялась. Это просто потому, что искусственно создан ажиотаж с вагонами. И почему-то это происходит именно тогда, когда в должность вернулся Петров. Я не знаю, совпадение это или нет, просто констатирую факт», – сказала Зубарева.

По словам мукомолов, если в ближайшие 2-3 дня вопрос не решится, производства начнут останавливаться.

«На днях была встреча мукомолов Туркестанской области и Шымкента с заместителями КТЖ и «Астык Транс». Выяснилось, что свыше 100 вагонов сейчас находится на севере, груженые пшеницей с неподтвержденными доппланами. Это препятствование предпринимательской деятельности! Так не делается!» – возмущены представители бизнеса.

Стоит отметить, что у зерноперерабатывающих предприятий южных регионов страны нет альтернативы по транспорту. С севера они могут везти сырье только железной дорогой. Перевоз автомобильным транспортом экономически нецелесообразен.

«Много лет мы, южные регионы, просим о преимуществах. Нас всего лишь 20 мельниц. И они обеспечивают мукой 4 региона страны, 5 млн граждан. Бизнес просто устал», – сообщила Жанна Зубарева.

Между тем, предприниматель сообщила, что очень многие отрасли жалуются на логистические проблемы. Однако КТЖ отчитывается о больших объемах отгрузок.

По данным пресс-службы КТЖ, перевозка зерна железнодорожным транспортом в августе этого года выросла в 2 раза. Было погружено свыше 1 млн тонн зерна. За маркетинговый год – в период с сентября 2022 по август 2023 года – перевезено порядка 12 млн тонн зерна, что на 20% выше, чем за прошлый сезон. На 25% вырос экспорт зерна, до 10 млн тонн.

«Что и куда отгружает? Получается, что кто-то едет!? Кому даны такие привилегии? Почему объемы перевозок у КТЖ увеличиваются, а у нас эта проблема остается из года в год?»- возмущены мукомолы.

Предприниматели пришли к выводу, что, если кто-то отгружает, значит это делается за счет зерновой отрасли.

«У нас полная растерянность. У всех твердая убежденность, что ничего изменить нельзя. Это системная проблема. Она есть и будет. Но с такими мыслями мы никогда нормальное, здоровое, конкурирующее, процветающее государство не построим. Если государство хочет, чтобы мы уважали законы, тогда и оно должно уважать свой бизнес. Бизнес не должен просить, не должен требовать, не должен молчать или кричать. Бизнес должен просто работать. Он должен быть уверенным в завтрашнем дне. Мы должны заботиться о том, как сделать лучше свои предприятия, как сделать лучше качество своей продукции, как быть номер один, как гордиться своим продуктом! А не о том, какие непредсказуемые обстоятельства нас ждут завтра. Это не нормально. Все пройдет и этот катаклизм тоже пройдет, через 2-3 месяца. Но у людей уйдет желание смотреть в будущее. 
Когда мы 20 лет назад начинали строить наши небольшие производства, мы мечтали стать лучшими! В Казахстане, в средней Азии, в мире. Думали о том, как больше инвестировать, модернизировать производства, увеличивать мощности. Гордились собой, своими успехами, страной, которая дает такие возможности», – отметила Жанна Зубарева.

Прошло 20 лет. Сейчас бизнес думает о том, как свести концы с концами, не потерять производства, пережить очередные сюрпризы КТЖ, не обанкротившись.

«Вот такая метаморфоза!» – заключила представитель отрасли…

Ранее сообщалось, что экспортеры зерна направили обращение в Генпрокуратуру и Антикор, они обвинили КТЖ в превышении полномочий.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы