Казахстан: Субсидирование животноводства по-новому (для анализа)
Отмена одних и введение новых направлений в господдержке животноводческой отрасли, повышение нормативов, снижение пороговых критериев и изменение требований для фермеров открывают правила субсидирования.
Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 января 2017 года № 30 утверждены Правила субсидирования развития племенного животноводства, повышения продуктивности и качества продукции животноводства (далее – Новые правила). Этот же приказ признал утратившими силу старые правила субсидирования животноводства, утвержденные приказом МСХ РК от 19 ноября 2014 года № 3-1/600 (далее по тексту – Старые правила).
Ведение племенной и селекционной работы
По каждому направлению субсидирования в Новые правила внесены изменения, какие-то из них значительные, а какие-то не особо влияют на суть. Начнем по выстроенной в пункте 7 Новых правил приоритетности направлений государственной поддержки. Главным остается развитие племенного животноводства, тут же наиболее значимым считается ведение селекционной и племенной работы с маточным поголовьем крупного рогатого скота и овец.
В данном направлении субсидирования норматив для КРС разделен на базовый и дополнительный. Базовый норматив субсидий за 1 корову составляет 10 000 тенге. Дополнительный норматив полагается с учетом среднего показателя выхода приплода в хозяйстве в ИАС за случной сезон прошлого года. В мясном скотоводстве дополнительный норматив за 1 голову товарного маточного поголовья составляет за выход приплода от 80% – 8 000 тенге, за выход приплода от 60% – 6 000 тенге. Таким образом, общая сумма субсидирования составит 18 или 16 тысяч тенге за 1 голову. Ранее норматив этой же субсидии составлял 18 тысяч тенге за 1 голову маточного поголовья, охваченного породным преобразованием. За племенную корову в мясном, молочном и молочно-мясном скотоводстве норматив субсидирования повышен в Новых правилах. Вместе базовый и дополнительный нормативы, в зависимости от выхода приплода, составят 30 или 25 тысяч тенге за 1 голову. В Старых правилах ставка субсидии была одна и составляла 20 000 тенге.
Норматив за ведение племенной и селекционной работы с маточным поголовьем племенных овец увеличен с 1500 до 2500 тенге за 1 голову.
Требования для сельхозпроизводителей, претендующих на получение субсидии, особо не изменились. Исключено лишь требование по сопровождению Республиканской палатой по соответствующей породе КРС. В племенном овцеводстве по данному направлению субсидирования отменено требование по наличию не менее 300 голов маточного поголовья овец.
Приобретение КРС и МРС
Субсидия за приобретение племенного КРС мясного направления составит 150 000 тенге за 1 голову, причем, независимо от происхождения породы скота и от места нахождения продавца. Приобретение импортного и отечественного племенного КРС субсидируется по одной ставке (в Старых правилах норматив варьировал от 154 до 200 тысяч тенге за 1 голову, в зависимости от страны-продавца). Исключена субсидия за приобретение селекционного КРС.
Для КРС молочного и молочно-мясного направления разбивка по странам-экспортерам животных осталась. Ставка субсидирования за приобретение племенного скота от отечественных хозяйств составила 170 тысяч тенге за 1 голову (в Старых правилах – 154 тыс. тенге), импортированного из США, Австралии и Канады – 225 000 тенге/голова (235 000 тенге/голова), импортированного из стран Европы и СНГ – 150 000 тенге/голова (ранее: из Европы – 154 000 тенге/голова, из СНГ – 118 000 тенге/голова).
В Новых правилах увеличен норматив субсидии за приобретение племенных баранов-производителей с 8-ми до 20 тысяч тенге за 1 голову, за приобретение баранов-производителей для племенных и дистрибьютерных центров с 8 до 30 тысяч тенге/голова. Норматив за покупку племенных ярок остался прежним – 8 000 тенге/голова.
В данном направлении субсидирования исключено требование по консалтинговому сопровождению Республиканской палатой по соответствующей породе КРС. Для субсидирования овец ввели новые требования по наличию идентификационных номеров у приобретенного поголовья и их регистрация и соответствие данных в ИСЖ и ИАС, также требуется регистрация поголовья в Республиканской палате по соответствующей породе.
Содержание быков для воспроизводства
Субсидия за содержание племенных быков-производителей в общественных стадах претерпела изменения. Норматив поддержки со 104 тысяч тенге за 1 голову снизился до 100 тысяч тенге. Ранее субсидировались быки-производители мясных, молочных и комбинированных пород, теперь же только мясных, молочных и молочно-мясных пород. Производители мясо-молочных пород не субсидируются согласно Новым правилам.
В данное направление введено дополнительное определение – субсидия за предоставление в аренду племенных быков-производителей мясных пород откормочными площадками для воспроизводства в товарных стадах. Для получения нового вида субсидии в 100 тысяч тенге/голова необходимо наличие учетного номера откормочной площадки и договора с товарными хозяйствами по закреплению и использованию племенных быков в стаде.
Остальные критерии и требования для фермеров, претендующих на субсидирование, не изменились. Только ввели возраст для беспородных бычков, подлежащих кастрации с целью недопущения участия в воспроизводстве, – старше 1 года. В Старых правилах возраст бычков не был обозначен. Кроме того, процедура кастрации теперь должна быть подтверждена справкой, выданной ветеринарным врачом, закрепленным за сельским округом.
Остальные направления в племенном животноводстве
Норматив субсидии за приобретение племенных жеребцов увеличен с 40 000 тенге/голова до 100 000 тенге, норматив за покупку кобыл остался прежним – 40 тысяч тенге/голова. Приобретение племенных верблюдов-самцов будет субсидироваться по ставке 100 000 тенге за 1 голову (в Старых правилах – 37 000 тенге/голова), норматив за верблюдов-самок вырос с 37 до 40 тысяч тенге за 1 голову. Норматив за приобретение племенных свиней увеличен с 15 000 тенге до 75 000 тенге за 1 голову. Но, чтобы получить субсидии по свиноводству, покупать теперь следует импортных племенных животных. В направлениях субсидирования Новых правил появилась отрасль – козоводство. Теперь приобретение племенных козлов и самок будет также субсидироваться.
Снижены пороговые критерии для получения субсидий за ведение племенной и селекционной работы с маточным поголовьем маралов и пчелосемьями. Новыми правилами исключено требование по научно-консалтинговому сопровождению профильной научной организацией или ученым, специализирующимся на разведении маралов или пчел. В мараловодстве отменили требование по наличию поголовья маралов не менее 300 голов. В пчеловодстве требование по наличию 100 пчелосемей заменено на наличие 10 пчелосемей.
В мясном и яичном птицеводстве норматив субсидии за приобретение племенного суточного молодняка мясного направления возрос с 300 до 600 тенге за 1 голову, за покупку молодняка яичного направления ставка увеличена со 120 до 400 тенге за 1 голову.
Субсидии на производство молока…
Удешевление стоимости производства молока в Новых правилах считается приоритетным направлением в субсидировании на повышение продуктивности и качества продукции животноводства. Исключены вовсе направления субсидирования за реализацию бычков на откормочные площадки и удешевление производства говядины, которые в Старых правилах стояли на первых позициях по приоритетности.
Нормативы субсидий на удешевление производства молока остались прежними: 25, 15, 10 тенге за 1 килограмм. Но критерии, пороги и требования для получения сумм субсидий изменились. Теперь молочно-товарная ферма с фуражным поголовьем коров не менее 400 голов получает субсидии по нормативу 25 тенге за 1 кг молока. Нет в Новых правилах требований по среднегодовому поголовью дойных коров не менее 350 голов и по среднему удою по стаду не менее 4500 килограммов молока. Молочно-товарная ферма с фуражным поголовьем коров не менее 50 голов вправе претендовать на субсидии по нормативу 15 тенге/кг молока. Ранее, по Старым правилам, такая ферма получала по 10 тенге за 1 килограмм. Также исключены требования по среднегодовому поголовью дойных коров не менее 50 голов и по среднему удою по стаду не менее 2500 килограммов молока.
В круг получателей субсидий за молоко введены сельскохозяйственные кооперативы. Они будут получать субсидии по нормативу 10 тенге за 1 кг с обязательным соблюдением следующих требований: наличие идентификационных номеров животных и регистрация поголовья (членов кооператива) на откорме в ИСЖ; организация и осуществление ветеринарных, ветеринарно- санитарных мероприятий и ведение зоотехнического учета; количество членов кооператива не менее двадцати; наличие молокоприемного пункта; реализация молока на молокоперерабатывающее предприятие; организация искусственного осеменения маточного поголовья.
… мяса птицы
Несколько увеличен норматив субсидий на удешевление стоимости производства мяса птицы. В значительной степени снижены пороговые значения по годовому объему производства мяса птицы для получателей субсидий. Теперь небольшие птице- фабрики, при условии соблюдения требований, могут получать субсидии. Фермы с фактическим производством от 20 тонн мяса птицы в год (водоплавающая птица, бройлер) могут получить субсидию по 40 тенге за килограмм мяса, при соблюдении требований по наличию помещения для содержания птицы, осуществлению промышленного забоя и ветеринарных, ветеринарно-санитарных мероприятий.
Удешевление затрат откорма
Создано новое направление субсидирования – удешевление затрат откорма бычков. Субсидия предоставляется откормочным площадкам в зависимости от поголовья фактического откорма бычков, который определяется количеством реализованных бычков с откормочной площадки за двенадцатимесячный период, предшествующий дате подачи заявки на получение субсидии. Введено семь уровней фактического откорма – от 3000/2500/2000/1500/1000/100 голов фактического откорма и сельскохозяйственные кооперативы. Соответственно введены семь уровней нормативов субсидий – 450 00/40000/35000/30000/25000/20000/20000 тенге за 1 голову.
Получатели субсидии должны соответствовать следующим требованиям:
– наличие идентификационных номеров животных и регистрация поголовья бычков на откорме в ИАС и ИСЖ;
– живая/убойная масса бычков на момент реализации на убой не менее 400 кг/210 кг;
– срок откорма каждого бычка не менее 100 календарных дней;
– организация и осуществление ветеринарных, ветеринарно-санитарных мероприятий и ведение зоотехнического учета;
– специализированная площадка для откорма крупного рогатого скота с развитой инфраструктурой: въездной дезбарьер, карантинная площадка, площадки для содержания животных, ветрозащита, твердое покрытие перед кормушками и поилками, кормушки, источник и система водоснабжения, поилки с подогревом, навозохранилище и лагуна для сбора талых вод, кормоприготовительная (дробилка/плющилка зерна или комбикормовый цех) и кормораздаточная техника/оборудование, хранилище для кормов, ветеринарный пункт, раскол и фиксатор с весами для КРС, трап для разгрузки и погрузки животных, наличие необходимого объема кормов и соблюдение рациона для зернового откорма бычков.
Для ферм с фактическим откормом от 100 голов требования те же, только не обязательно наличие карантинной площадки и навозохранилища с лагуной для сбора талых вод. Сельскохозяйственные кооперативы вправе претендовать на получение субсидий на откорм бычков по нормативу 20 тысяч тенге за 1 голову при соблюдении следующих требований: наличие идентификационных номеров животных и регистрация поголовья (членов кооператива) на откорме в ИСЖ, живая/убойная масса бычков на момент реализации на убой не менее 360 кг/180 кг, организация и осуществление ветеринарных, ветеринарно-санитарных мероприятий и ведение зоотехнического учета, количество членов кооператива не менее двадцати, наличие убойного пункта с холодильной установкой и ветеринарной лабораторией.
Удешевление производства ягнятины
В Новых правилах повышена приоритетность для такого направления субсидирования как удешевление стоимости производства ягнятины. Норматив субсидии составляет 1500 тенге за 1 голову. В Старых правилах субсидия выплачивалась по норме 100 или 200 тенге за 1 килограмм баранины (ягнятины) в зависимости от уровня и пороговых значений по поголовью овец. Теперь критерии по поголовью отменены. Но введено требование по возрасту ягнят на момент реализации – не более двенадцати месяцев. Также реализация ягнят должна осуществляться на мясоперерабатывающие предприятия, осуществляющие разделку туши в соответствии стандарту. Требование по живой массе реализуемых на убой овец до 45 килограмм исключено в Новых правилах.
Удешевление стоимости комбикормов
Комбикормовым заводам теперь будут платить субсидии за реализованные сельскохозяйственным кооперативам, занимающимся производством животноводческой продукции, комбикорма по норме 20 000 за 1 тонну. Получить данный вид государственной поддержки вправе комбикормовый завод, имеющий учетный номер и данные лабораторного анализа, подтверждающие качество комбикормов. Кроме того, реализация кормов должна осуществляться кооперативам, имеющим не менее 20 членов.
Фактически реализованные сельхозкооперативам комбикорма по удешевленной цене должны соответствовать утвержденному перечню. До 1 марта текущего года районный отдел сельского хозяйства утверждает перечень сельскохозяйственных кооперативов, подлежащих субсидированию, субсидируемых комбикормов и объемы их годовой потребности по видам животных. Утвержденный перечень сельскохозяйственных кооперативов публикуется на сайте акимата района. Субсидированию подлежит комбикорм, реализованный по удешевленной цене – не более 40 тенге за килограмм. Комбикормовый завод подает заявку на субсидирование за реализованный объем комбикормов в случае их реализации кооперативам из утвержденного перечня.
Удешевление производства шерсти
Субсидирование на удешевление стоимости реализованной на переработку тонкой и полутонкой шерсти разбито на два подвида: за шерсть от 60 качества полагается 150 тенге за 1 килограмм, за шерсть от 50 качества – 100 тенге за 2 кг. Качество шерсти подтверждается справкой, выданной лабораторией по оценке качества шерсти. В Старых правилах субсидия полагалась за килограмм тонкой шерсти – 130 тенге с качеством не ниже 60-64.
В требования для сельхозпроизводителей, претендующих на субсидии ввели наличие помещения для сортировки и заготовки шерсти. Но в Новых правилах нет требования по наличию поголовья овец (в Старых правилах – не менее 300 голов), по настригу шерсти в физическом весе по итогам предыдущего года не менее 3,2 кг с 1 головы. Также отменены организация и осуществление ветеринарных, ветеринарно- санитарных мероприятий, ведение зоотехнического учета и наличие идентификационных номеров животных и регистрация поголовья в ИСЖ.
Удешевление стоимости других видов продукции
Ставки субсидирования на удешевление стоимости пищевого яйца в Новых правилах особо не изменились от 2 до 3 тенге за 1 штуку. Но увеличились количество уровней и пороговые значения по годовому объему производства яиц. Ранее было три уровня с объемами производства от 20 до 100 млн яиц в год, теперь стало пять уровней от 20 до 200 млн яиц в год. Ввели новое направление субсидирования – удешевление стоимости производства перепелиных яиц. По какому нормативу субсидировать перепелиные яйца – выбирает и утверждает каждый регион самостоятельно. Требование для получения субсидии – производство от 1000 штук перепелиных яиц в год, наличие помещения с клеточным оборудованием для содержания птиц и организация, и осуществление ветеринарных мероприятий.
Снижены пороговые значения и увеличено количество уровней в субсидировании на удешевление стоимости производства свинины. Ранее, в Старых правилах, был один норматив субсидии за производство свинины в 98 тенге за 1 килограмм мяса для ферм с фактическим откормом – не менее 3000 голов. Сейчас будут субсидироваться фермы с фактическим поголовьем на откорме от 3000/2000/1000/500 голов свиней по нормативу 100/85/70/55 тенге за 1 кг свинины.
Норматив субсидирования на удешевление стоимости производства конины и верблюжатины в Новых правилах избирает и утверждает областной акимат. Требования для сельхозпроизводителей, претендующих на получение субсидий за производство мяса, остались прежними (поголовье не менее 75 голов, живая масса животных не менее 350 кг и прочие). В Старых правилах норматив на производство конины утверждался Минсельхозом и составлял – 92 тенге/килограмм, на производство верблюжатины – 90 тенге за 1 кг.
Согласно Новым правилам субсидии на прочие виды молока теперь звучат как удешевление стоимости производства и переработки кобыльего, верблюжьего и козьего молока. Ранее субсидировалось производство кумыса и шубата, о молоке, в том числе о козьем молоке речи не велось. Теперь субсидии будут выдавать фермерам за 1 килограмм молока, реализованного на молокоперерабатывающее предприятие, либо, переработанное в собственном цеху. Критерии и требования по данному направлению субсидирования особо не изменились. Лишь заменено требование по поголовью кобыл/верблюдоматок (не менее 35/30 голов маточного поголовья в т. ч. 20/15 голов дойных) на требование по годовому объему производства молока. Годовой объем производства кобыльего/верблюжьего/козьего молока на 1 голову дойной кобылы/верблюдицы/ козы определяется по нормативу 750/1500/800 килограмм.
Нормативы субсидий теперь избирают и утверждают областные власти. В Старых правилах норматив на производство кумыса утверждался Минсельхозом и составлял – 60 тенге/кг, на производство шубата – 55 тенге за 1 кг.
Гани Ермек
Статья от 20.03.2017 г