Казахстан ожидает открытие Китая и Ирана для экспорта пшеницы

Собрав рекордный урожай зерна в 2022 году, Казахстан столкнулся со сложностями его экспорта из-за логистики и захода российского зерна на традиционный для Казахстана рынок Центральной Азии. В результате на складах остаются большие остатки урожая, а экспортный потенциал не реализуется в полной мере. Каковы перспективы экспорта казахстанского зерна порталу ElDala.kz рассказал Александр Малов, глава комитета торговли Зернового союза Казахстана.

Иллюстративное фото: из открытых источников

Традиционными рынками сбыта зерна для Казахстана являются Узбекистан, Таджикистан, Афганистан и также Иран. Но поставки в Иран не являются стабильными.

«С одной стороны, Иран сложный партнер, но с другой – если находишь там платежеспособного покупателя и логистическое решение по доставке груза, то этот рынок – премиальный. Иран готов платить больше, потому что страна ограничена большим числом санкций, а потребление большое в силу численности населения – 80 млн человек. Они готовы покупать и наш фураж, и нашу пшеницу» – отметил Александр Малов.

Поставки в Китай, которые начали расти лет пять назад, в период пандемии остановились, и сейчас только начали набирать обороты. Основным препятствием остается невозможность отгружать зерновозами, а контейнерные перевозки значительно выше по стоимости.

«С одной стороны, Китай вроде как уже готов обсуждать с нами возможности отправки и перевалки разных видов культур – фуража, пшеницы, бобовых. С другой стороны, сейчас сам Казахстан в уникально сложной ситуации в смысле грузопотоков: они возросли не только зерновые, но и различные другие – уголь, руда и так далее. Что нам делать? Развивать пропускную способность. Мы смотрим с точки зрения своей отрасли, КТЖ – с точки зрения всех перевозок. Приоритеты им отдавать тоже сложно – кому больше, кому меньше. Для нас важно, чтобы мы имели доступ на те рынки, которые сейчас закрыты, но, возможно, вскоре откроются – это и Китай, и Иран», – считает Александр Малов.

По его оценке, в прежние годы экспорт в Китай достигал 700 тыс. тонн сельхозгрузов. Сейчас отгрузки минимальные, хотя Казахстан мог бы отправлять туда более 1 млн тонн за сезон.

Также обсуждается возможность выхода на другие рынки через грузинский порт Поти, где планируется строительство нового зернового терминала мощностью от 1 до 1,5 млн тонн в год.

«Мы встречались с группой инвесторов, которая планирует в Грузии строить инфраструктуру. Сейчас в порту Поти какая проблема: не железнодорожная, а именно портовая инфраструктура, особенно для зерновых грузов. Сейчас сформировался пул инвесторов, планирующих развитие портовой инфраструктуры в Грузии. Это бизнесмены не из Казахстана, но для нас важно то, что зерновой терминал предполагается к работе именно с казахстанским зерном. Если в течение двух лет план будет реализован, то у нас появится стабильный выход на экспорт зерна Черным морем. Эта инфраструктура будет ждать только казахстанское зерно», – сказал представитель Зернового союза.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы