Как «вырастить» успешную компанию? Подскажет «Школа РОСТА»
Крестьянское хозяйство – это один из видов бизнеса, и, чтобы получить результат, надо создать хорошо управляемую организационную систему. А этому надо учиться. Здесь важно учитывать психологию сотрудников, поднимать корпоративный дух, мотивировать персонал и, конечно же, управлять бизнес-процессами. Чтобы всё вышеперечисленное не казалось общими словами, корреспондент «АгроИнфо» побеседовала с руководителем «Школы РОСТА» Карлыгой Кумыковой (на снимке).
Школа РОСТА – это команда консультантов, сочетающих профессиональную подготовку с практическим опытом. Специалисты работают по двум направлениям: личностный рост и эффективное ведение бизнеса. Клиенты Школы – люди и компании, желающие расти и развиваться. Сотрудники компании проводят тренинги, семинары, консультации, бизнес-встречи и проекты по эффективному ведению бизнеса.
– Когда я пишу в актах по диагностике производственной системы, что в компании низкая корпоративная культура и низкая мотивация персонала, понимаю, как глубоко лежат проблемы и одними тренингами по мотивации персонала тут не обойтись, – рассказывает Карлыга Ахметовна. – Чаще в такой компании нет описанных бизнес-процессов, нечётко разграничена ответственность между подразделениями и сотрудниками, нет чётких показателей процесса.
– Наверное, многих руководителей интересует вопрос, с чего следует начать?
– С изменения культуры в компании. Подходить к этому стоит постепенно. А значит:
- Изменить стиль руководства, отношение к работникам и клиентам.
- Наводить в компании порядок.
- Вовлекать людей в развитие бизнеса.
- Помогать им формировать привычки.
Самый проверенный способ изменить культуру – объединить руководителей и сотрудников компании вокруг общего полезного дела. Например, навести порядок в бизнесе. Именно в ходе такой работы люди начинают слышать друг друга, договариваться, повышается их вовлечённость в дела компании. Это и есть осознанное изменение культуры.
– Что такое корпоративная культура?
– Это нормы, установки, правила поведения, которые приняты в коллективе. Культуру компании можно формировать. А если она сложилась, то постепенно улучшать. Можно попытаться насаждать культуру сверху (как это обычно бывает), выслав с головного офиса уже готовый корпоративный кодекс, но ничего не получится, потому что все элементы корпоративной культуры надо разрабатывать с участием коллектива.
Если в компании правильная корпоративная культура, то она экономит ваши управленческие усилия и позволяет концентрироваться на главном, а не на оперативных деталях.
– Много ли Вы знаете компаний, где царит порядок, эффективно работают бизнес-процессы?
– Я – нет. Практически их нет. Ведь изменение компании – это изменение и системы, и людей, работающих в ней. Должны измениться как бизнес-процессы, так и норма поведения людей. Но человек так устроен, что меняться не хочет, за редким исключением. Привычки сильнее нас. Организация всегда сопротивляется изменениям, только непреклонная воля руководителя способна преодолеть эту преграду. Ведь бизнес – это проекция своего хозяина. И, если хотите, чтобы в нём что-то изменилось, вам нужно поменять собственный образ мыслей. Владельцам и руководителям разного уровня – создать у себя в головах установку на долгосрочное развитие. То есть четко представьте видение будущего, чтобы люди знали, куда вы хотите прийти. Разработайте стратегию компании – четкие шаги по достижению целей.
– Что является основой при наведении порядка?
– Процессы. Результаты бизнеса зависят от того, насколько оптимально выстроены процессы.
Мне не нравится длинное описание процессов. У многих это навевает скуку, и, естественно, никто их не читает. Мне по душе краткое и лаконичное описание, не более одного листа А4, где чётко описана последовательность действий, время, необходимое для выполнения их, определены ключевые параметры процесса и показатели.
– О чём ещё не надо забывать при наведении порядка?
– Об управлении проектами. Тща- тельное планирование проекта позволит избежать ошибок, снизить риски и затраты ресурсов. В моей практике – компании внедряют плохо спланированные проекты, результаты которых «расхлёбывают» до сих пор.
Всё, о чём я говорю, невозможно без грамотного управления персоналом, от найма до развития корпоративной культуры.
– А как же правильно управлять персоналом?
– Очень ёмкий вопрос, бегло не ответишь, но попробую – самое главное. У нас странно рассуждают руководители (в зависимости от уровня культуры) о персонале: «Кадры решают всё», «Незаменимых людей не бывает, есть незаменённые», «Им нельзя верить, кинут при первой же возможности», «Проще всё сделать самому» и т.д. Помните! Персонал – самый ценный ресурс! Брать надо на работу подходящих кандидатов (этому тоже надо учиться) и выращивать из них настоящих специалистов, которые будут работать не только на себя, но и приносить пользу бизнесу.
Знания – ценнейший актив бизнеса. В компании должна быть культура управления знаниями. А у нас на практике допускаются к работе недоученные или вовсе необученные люди, а при этом ещё ждём хороших результатов.
Все руководители в один голос твердят о том, что хороших специалистов днём с огнём не отыскать, а в селе тем более. Да, не отрицаю, тяжело, но советую обратить внимание на молодых людей, которые ещё нигде не работали, «с нуля», они – «чистый лист». У них ещё нет представления «как правильно» работать, и вы можете привить ему нужные привычки (работать по рабочим стандартам). А если учесть, что вы его грамотно введёте в должность, займётесь воспитанием, обучите, будете регулярно получать от него обратную связь, правильно мотивируете навыки, и он уже точно не захочет уйти из компании, где царит хорошая атмосфера, где его любят и дорожат им.
– Сможет ли компания сама навести порядок?
– При большом желании – да, но надо приглашать профессионалов, иначе вам жизни не хватит. Могут уйти время и деньги, и хорошо, если в это время ваш бизнес будет на плаву.
– Ваши пожелания бизнесменам.
– В сегодняшней ситуации, жить «как раньше» не получится. Придется меняться самим и менять свой бизнес. Жизнь сама заставит повышать уровень управленческой культуры. Выиграет тот, кто наведет порядок. Терпения и сил на пути к успеху и, конечно, процветания!
Желаю вам через знания – прийти к успеху! А наша миссия помочь вам!
Екатерина Попова