Как помочь хозяйствам с реализацией молока и молочных продуктов, рассказал мажилисмен
Депутат Мажилиса Парламента РК Нуржан Ашимбетов в интервью корреспонденту МИА «Казинформ» поделился идеями по улучшению процесса заготовки и реализации сельскохозяйственных продуктов, в частности, молока и молочных продуктов.
– Нуржан Кемерович, в последнее время в Казахстане активно развивается производство сельскохозяйственных продуктов подсобными хозяйствами. Однако вопрос их реализации до последнего времени оставлял желать лучшего. Меняется ли ситуация в лучшую сторону?
– На заключительном заседании Государственной комиссии по чрезвычайному положению Президентом страны Касым-Жомартом Токаевым отмечено, что в Казахстане порядка 1 миллиона 700 тысяч личных подсобных хозяйств. Цитирую: «Однако их продукция не продается официально через торговые объекты и не поступает на перерабатывающие предприятия. Государство не получает от них налогов, занятые в таких хозяйствах практически не защищены социально. Поручаю Правительству совместно с НПП «Атамекен» запустить в нескольких регионах пилотный проект по развитию кооперационной цепочки на селе «от поля до прилавка». Следует также наладить систему постоянных закупок и сбыта, запустить обучение и повышение агрокомпетенций участников. Всё это повысит доходы около 2 млн сельчан, увеличит загрузку отечественных сельхозпредприятий с 53 до 70% и снизит импорт социально значимых продуктов», – сказал Глава государства.
В Госпрограмме развития АПК на 2017-2021 годы решение этих задач было определено путем «вовлечения мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию». Действительно, в 2017-2018 годах по всей стране проводилась работа по организации кооперативов, но, к сожалению, ожидаемого социально-экономического эффекта мы не получили.
– В чем причина отсутствия должного эффекта?
– Во-первых, в целях «ускорения процесса» госорганы стали устанавливать «планы по организации», с утверждением направления деятельности и даже количества участников, что привело к нарушению принципов кооперации: добровольности и демократичности. Как следствие, было создано множество «формальных» предприятий, иногда лишь с целью получения преференций от государства. В результате, очередное новое руководство Министерства сельского хозяйства РК подвергает критике данную деятельность и останавливает работу.
Во-вторых, не успев начать, без проведения анализа и должной разъяснительной работы с населением, государственная поддержка была отменена. Налицо отсутствие системности и комплексности проведенных мер по развитию сельхозкооперации. Кроме этого, представители крупных агрохозяйств проводят «политику непризнания» значения личных подворий. Когда как, например, Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Организации Объединенных Наций (ФАО) разработан Глобальный план действий «Десятилетие семейных фермерских хозяйств ООН 2019-2028». Целью данного плана является выработка конкретных действий для улучшения инвестиционного потенциала фермерских хозяйств и в нашей стране.
– В чем Вы видите решение проблемы? Ведь без должного объема реализации продуктов хозяйствам будет сложно развиваться динамично.
– Необходимо провести пилотные проекты в нескольких регионах страны с разными природными климатическими условиями. Проанализировать лучшие примеры по заготовке продукции, в первую очередь по молоку. Например, в Павлодарской области на сегодня действуют 5 молокоперерабатывающих предприятий, сырое молоко на них поступает не только от организованных хозяйств, но и от более сотни пунктов приема молока. Также надо поручить местным исполнительным органам продолжить работу по организации мест (пунктов) по приему молока, так как они являются ключевым элементом в этом вопросе. В той же Павлодарской области оборудование, емкости для хранения молока, транспорт предоставили (и готовы предоставить) молокозаводы АО «Сут» («Фуд мастер»), ТОО «МолКом». Также необходимое оборудование было закуплено местным коммунальным предприятиям с предоставлением в лизинг на самых льготных условиях. В настоящее время в этом вопросе акиматы могут задействовать социально-предпринимательские корпорации (СПК). Необходимо отметить, если закуп оборудования проводить путем оформления кредита, это автоматически снизит доходность и интерес у сдатчиков молока. При организации закупа продукции предлагается не зацикливаться на форме собственности, оставив этот выбор за частниками. К примеру, нередко, успешную заготовительную деятельность активно проводят индивидуальные предприниматели.
– Какова будет роль во всем этом профильного министерства?
– Министерству сельского хозяйства РК необходимо разработать Правила по субсидированию молокоперерабатывающих предприятий при покупке сырого молока от заготовительных организаций в размере 15-30 тенге за кг в зависимости от качества. В настоящее время стоимость покупки сырья в приемных пунктах низкая, около 70 тенге/кг, и не стимулирует развитие «продуктовой цепочки». В то же время крупные хозяйства за счет качества и объема молоко сдают в среднем по 150 тенге, при этом из бюджета им субсидируется от 15 до 45 тенге/кг. Дополнительно они получают субсидии на удешевление кормов по 120 тысяч тенге на маточную голову.
Кроме того, Минсельхозу нужно вернуть погектарное субсидирование многолетних кормовых культур. Во-первых, данная мера позволит стимулировать агрохозяйства на производство кормов, которые представляют острый дефицит, особенно для личных подворий, не имеющих возможность их выращивать. Во-вторых, по данным аграрной науки, в Казахстане, повсеместно идет истощение земель, посев многолетних кормовых культур (донник, люцерна, экспарцет) позволит восстановить плодородность земли. В-третьих, мы сможем использовать продуктивную влагу, так как в условиях засушливого климата, ежегодно в весенний период (апрель – май), мы теряем до 150 мм влаги (зимние и весенние осадки). В правила субсидирования необходимо включить требование по наличию договоров по реализации кормов для населения.
Помимо этого, надо на должном уровне наладить работу ветеринарных служб на местах. Качество сдаваемого сырья, это основное требование со стороны перерабатывающих предприятий. На сегодня в селах, отмечается слабый ветеринарный контроль на объектах и за качеством сдаваемой продукции, а также имеются факты неукомлектованности специалистами.
Вышеперечисленные меры позволят решить вопросы в отдельно взятом секторе – заготовке молока. Мы готовы участвовать в рабочих группах по проектам и других направлений.
– Спасибо за беседу!