Изменения в налоговом законодательстве для аграриев
О последних изменениях в налоговом законодательстве в части применения специальных налоговых режимов (далее – СНР) для крестьянских или фермерских хозяйств и для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции.
С 1 января 2013 года крестьянские или фермерские хозяйства и юридические лица – производители сельскохозяйственной продукции вправе выбрать один из следующих режимов: специальный налоговый режим для крестьянских или фермерских хозяйств (СНР для КФХ), специальный налоговый режим для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) (СНР для СХТП), специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации (СНР для МСБ) при соответствии условиям применения, или общеустановленный порядок.
При этом налогоплательщики, выбравшие СНР для КФХ или СНР для СХТП, при осуществлении видов деятельности, на которые не распространяется СНР для КФХ или СНР для СХТП, обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, имущества и производить исчисление и уплату налоговых обязательств по таким видам деятельности только в общеустановленном порядке.
С 1 января 2013 года для применения СНР для КФХ индивидуальными предпринимателями, за исключением вновь образованных, в налоговый орган по месту нахождения земельного участка представляется уведомление о применяемом режиме налогообложения. Датой начала применения указанного специального налогового режима является первое число месяца, следующего за месяцем, в котором представлено уведомление о применяемом режиме налогообложения.
Выбор СНР для СХТП осуществляется путем представления в налоговый орган по месту нахождения земельного участка уведомления о применяемом режиме налогообложения не позднее 10 декабря года, предшествующего первому году применения СНР.
Начальник Налогового управления по г. Костанай
Доненбаев С.Т.
Дополнительные пояснения к изменениям
Вышеуказанные изменения отменяют с 1 января 2013 года разрешительный характер применения специального налогового режима и вводят уведомительный порядок выбора специального налогового режима. При этом налогоплательщик самостоятельно определяет соответствие критериям применения СНР и направляет в налоговый орган уведомление о применении выбранного им режима на бумажном носителе или в электронном виде. Отныне не нужно ждать разрешительного документа от налоговых органов с подтверждением применения СНР, как ранее.
Кроме того, есть главы крестьянских хозяйств, которые помимо растениеводства и животноводства, занимаются дополнительно продажей товаров через магазин или оказывают услуги, они уплачивали налоги по СНР для КФХ и одновременно СНР для МСБ (на основе упрощенной декларации). То теперь такие хозяйства могут применять только один из выбранных режимов: либо СНР для КФХ, а по прочей деятельности вести общеустановленный порядок расчетов с бюджетом, либо, наоборот, применять СНР для МСБ, а по растениеводству и животноводству применять общеустановленный порядок.
Данными поправками отменено ежегодное представление заявления на применение СНР для СХТП и сельских потребительских кооперативов. В связи с чем, юридические лица, применявшие до 1 января 2013 года СНР для СХТП и сельских потребительских кооперативов, вправе применять данный режим налогообложения в 2013 году, и в последующие годы без представления указанного заявления (при соответствии условиям применения специального налогового режима, предусмотренным статьей 448 Налогового кодекса).
СНР не вправе применять
Согласно изменениям в подпункте 5) пункта 3 статьи 428 Налогового кодекса, с
1 января 2013 года специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса не вправе применять юридические лица, у которых не только учредитель, но и участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим. Кроме того, с 1 января 2013 года специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса не вправе применять налогоплательщики, осуществляющие деятельность на основании агентских договоров (соглашений), некоммерческие организации, а также юридические лица, получающие доходы из источников за пределами Республики Казахстан, за исключением доходов, полученных в виде дивидендов, вознаграждений, роялти.