Грядёт приватизация фермерских земель (для анализа)
Статья от 25.05.2015г.
Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан» 11 марта 2015 года, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев определил пять ключевых институциональных реформ по укреплению казахстанской государственности. Позже об этих реформах было объявлено Главой государства и на инаугурации от 29 апреля текущего года. Среди пяти реформ есть преобразование в сфере земельных отношений.
Президент Назарбаев предложил принять ряд мер, направленных на введение земли в рыночный оборот:
– во-первых, внедрить новые механизмы передачи земли в частную собственность, осуществить массовую приватизацию земель сельскохозяйственного назначения.
– во-вторых, упростить процедуру смены целевого назначения земельного участка и условия выдачи разрешений на изменение целевого назначения. Владельцы земель смогут оперативно реагировать на изменение рыночных условий, приступая к новым видам деятельности.
На сегодня уже создана рабочая группа, которая будет разрабатывать новое законодательство и нормативно-правовые акты по осуществлению земельной реформы. Ниже приведены некоторые планы рабочей группы в направлении работы по описываемой теме.
Текущая ситуация
В действующем Земельном кодексе Республики Казахстан (далее – ЗК РК) есть нормы, согласно которым землепользователь или любое физическое или юридическое лицо может на платной основе выкупить право частной собственности на землю по кадастровой (оценочной) стоимости участка (статья 24 ЗК РК). На сегодня право частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения принадлежит малому числу сельхозпроизводителей – 1,2 % (Рис. 1). Почти 99 % земель принадлежат отечественным фермерам на праве землепользования. Казахстанские аграрии не спешат приобретать земли. Высокая оценочная стоимость земель, отсутствие в обороте «лишних» денег, низкая урожайность, право долгосрочной аренды (49 лет), волокитный документооборот и прочие факторы тормозят развитие частной собственности на землю в нашей стране.
В этой связи и решено начать массовую приватизацию земель сельскохозяйственного назначения. Никакого сходства с приватизацией государственной собственности, произошедшей в 90-х годах прошлого века в Казахстане она иметь не будет. Тогда передача права собственности проходила на бесплатной основе, по крайней мере, официально.
Заделы на будущее
- Процедура и сроки выкупа земель.
Приватизировать сельхозземли планируется через аукционы и на платной основе. Сейчас среди членов рабочей группы идут острые дискуссии на тему, как должна проводиться реформа.
Прежде всего, приватизироваться будут сельскохозяйственные земли, находящиеся в государственной собственности и не предоставленные землепользователям и собственникам (земли запаса). На сегодня в РК к категории земель запаса отнесено 102,4 млн гектаров (Рис. 2). В структуре земель запаса большую часть занимают пастбища (Таблица 1).
Таблица 1. Распределение земель в РК по состоянию на 2014 год, тыс. га.
Земли сельскохозяйственного назначения | 98 580,2 | 100,0 % |
из них: | ||
пашня | 24 268,8 | 24,6 |
залежь | 2 583,7 | 2,6 |
сенокосы | 2 041,3 | 2,1 |
пастбища | 66 246,8 | 67,2 |
Земли запаса* | 102 404,3 | 100,0% |
из них: | ||
пашня | 229,4 | 0,2 |
залежь | 2 028,9 | 1,9 |
сенокосы | 2 250 | 2,2 |
пастбища | 80 768,9 | 78,9 |
иные | 17 127,1 | 16,7 |
Земли запаса могут начать продавать уже в 2015 году, в обязательном порядке продавать через аукцион только в частную собственность с упразднением института права аренды сельскохозяйственных земель. Тут же, наверняка, будут применимы налоговые льготы, отсрочки мониторинга и прочие послабления.
Вторым этапом планируется, уже с 2016 года, начать продавать сельскохозяйственные земли, предоставленные в землепользование (в аренду на 59 лет) с полным упразднением института права аренды. В обязательном порядке эти земли должны быть выкуплены самими землепользователями.
Условия выкупа права частной собственности предлагаются разные:
1 вариант – цена выкупа земель будет составлять 50 % от кадастровой (оценочной) стоимости земель сельхозназначения при этом предоставят отсрочку платежа на срок до 10 лет;
2 вариант – цена выкупа земель может составлять 5 % от кадастровой (оценочной) стоимости земель сельхозназначения при этом без отсрочки платежа;
3 вариант – цена выкупа земель будет составлять 100 % от кадастровой (оценочной) стоимости земель сельхозназначения, при этом предоставят отсрочку платежа на срок 10 лет с выплатой ежегодного платежа в размере 10 % от кадастровой (оценочной) стоимости;
4 вариант – цена выкупа земель будет составлять от 25 до 50 % от кадастровой (оценочной) стоимости земель сельхозназначения;
5 вариант – цена выкупа земель будет составлять стоимость земельного налога на участок, который землепользователи ежегодно уплачивают в бюджет, умноженная на количество лет, оставшееся до конца срока аренды (от 30 до 49 лет). Пример: если ежегодная сумма земельного налога на участок в 100 га составляет 18 000 тенге, и, согласно условиям договора аренды, до конца срока аренды осталось 35 лет, то цена выкупа участка в 100 га составит 630 000 тенге (18 000 тенге х 35 лет).
Кадастровая (оценочная) стоимость земельных участков указана в документах на землю, которые имеются у каждого землепользователя. Стоимость эта, как все знают, довольно высокая, и для финансового положения большинства сельхозпроизводителей неподъёмная.
- Критерии для приватизации сельхозземель.
Также рабочая группа прорабатывает критерии для аграриев, желающих приватизировать земли. При выкупе сельскохозяйственных земель землепользователем будут учитываться ряд признаков его хозяйствования:
1) опыт работы;
2) материально-техническое обеспечение;
3) наличие специального образования;
4) наличие бизнес-плана или производственной программы по использованию земельного участка;
5) эффективное использование земель;
6) безубыточность за последние 3-5 лет.
Это только проекты, каким будет законодательство по приватизации земель ещё не известно. По прогнозам, после выкупа права частной собственности на землю, в обязательствах собственника останутся налоги на землю, соблюдение норм земельного законодательства, проверки земельными инспекторами и контроль за рациональным использованием земли. Правила использования земель планируют ужесточить.
***
Все вышеперечисленные проекты пока обсуждаются. Но внести изменения в действующее земельное законодательство с целью реализации земельной реформы рабочая группа и правительство РК намерены до конца августа 2015 года. Всем нам известно, как быстро претворяются в жизнь слова и предложения Президента Республики Казахстан. У отечественных сельхозпроизводителей есть небольшой срок по внесению своих предложений в рабочую группу через РОО «Союз фермеров Казахстана». Председатель общественного объединения Ауезхан Даринов и некоторые его члены включены в рабочую группу. Сроки рассмотрения и подготовки очень сжатые, за это время нельзя вынести такие судьбоносные нововведения в земельное законодательство. Фермерам следует быть активнее в этом вопросе, и просить увеличить сроки подготовки нового НПА для наиболее полного охвата вопроса. И, главное, для точного определения стоимости выкупа земель.
По словам правительственных чиновников, одной из причин для осуществления массовой приватизации земель сельскохозяйственного назначения является истощение земель и снижение содержания гумуса. Но больше здесь ощущается острое влияние финансового кризиса. Изыскание дополнительных источников реальных денежных поступлений в республиканский бюджет – также одна из причин такого масштабного правительственного акта.
Гани Ермек
Ссылка по теме:
Назарбаев: Необходимо начать приватизацию земель сельхозназначения