Грядёт приватизация фермерских земель (для анализа)

Статья от 25.05.2015г.

Выступая на XVI съезде партии «Нур Отан» 11 марта 2015 года, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев определил пять ключевых институциональ­ных реформ по укреплению казахстанской государ­ственности. Позже об этих реформах было объявлено Главой государства и на инаугурации от 29 апреля теку­щего года. Среди пяти реформ есть преобразование в сфере земельных отношений.

Президент Назарбаев пред­ложил принять ряд мер, на­правленных на введение зем­ли в рыночный оборот:

– во-первых, внедрить новые механизмы передачи земли в частную собственность, осу­ществить массовую привати­зацию земель сельскохозяй­ственного назначения.

– во-вторых, упростить про­цедуру смены целевого на­значения земельного участка и условия выдачи разрешений на изменение целевого назна­чения. Владельцы земель смо­гут оперативно реагировать на изменение рыночных усло­вий, приступая к новым видам деятельности.

На сегодня уже создана ра­бочая группа, которая будет разрабатывать новое законо­дательство и нормативно-пра­вовые акты по осуществлению земельной реформы. Ниже приведены некоторые планы рабочей группы в направлении работы по описываемой теме.

Текущая ситуация

В действующем Земельном кодексе Республики Казахстан (далее – ЗК РК) есть нормы, согласно которым землеполь­зователь или любое физиче­ское или юридическое лицо может на платной основе вы­купить право частной соб­ственности на землю по када­стровой (оценочной) стоимо­сти участка (статья 24 ЗК РК). На сегодня право частной соб­ственности на земли сельско­хозяйственного назначения принадлежит малому числу сельхозпроизводителей – 1,2 % (Рис. 1). Почти 99 % земель принадлежат отечественным фермерам на праве земле­пользования. Казахстанские аграрии не спешат приобре­тать земли. Высокая оценоч­ная стоимость земель, отсут­ствие в обороте «лишних» де­нег, низкая урожайность, право долгосрочной аренды (49 лет), волокитный документооборот и прочие факторы тормозят развитие частной собственно­сти на землю в нашей стране.

В этой связи и решено на­чать массовую приватизацию земель сельскохозяйственно­го назначения. Никакого сход­ства с приватизацией государ­ственной собственности, про­изошедшей в 90-х годах про­шлого века в Казахстане она иметь не будет. Тогда переда­ча права собственности про­ходила на бесплатной основе, по крайней мере, официально.

 

Копия Графики_ЧБ_09 - 02
Рисунок 1. Структура земель сельскохозяйственного назначения по видам собственности в РК

Заделы на будущее

  1. Процедура и сроки выку­па земель.

Приватизировать сельхоз­земли планируется через аук­ционы и на платной основе. Сейчас среди членов рабочей группы идут острые дискуссии на тему, как должна проводить­ся реформа.

Прежде всего, приватизи­роваться будут сельскохозяй­ственные земли, находящиеся в государственной собственно­сти и не предоставленные зем­лепользователям и собствен­никам (земли запаса). На се­годня в РК к категории земель запаса отнесено 102,4 млн гек­таров (Рис. 2). В структуре зе­мель запаса большую часть за­нимают пастбища (Таблица 1).

рисунок 2
Рисунок 2. Земельный фонд Республики Казахстан

Таблица 1. Распределение земель в РК по состоянию на 2014 год, тыс. га.

Земли сельскохозяйственного назначения 98 580,2 100,0 %
из них:
пашня 24 268,8 24,6
залежь 2 583,7 2,6
сенокосы 2 041,3 2,1
пастбища 66 246,8 67,2
Земли запаса* 102 404,3 100,0%
из них:
пашня 229,4 0,2
залежь 2 028,9 1,9
сенокосы 2 250 2,2
пастбища 80 768,9 78,9
иные 17 127,1 16,7

 

Земли запаса могут начать продавать уже в 2015 году, в обязательном порядке про­давать через аукцион толь­ко в частную собственность с упразднением института пра­ва аренды сельскохозяйствен­ных земель. Тут же, наверняка, будут применимы налоговые льготы, отсрочки мониторинга и прочие послабления.

Вторым этапом планирует­ся, уже с 2016 года, на­чать продавать сель­скохозяйственные зем­ли, предоставленные в землепользование (в аренду на 59 лет) с пол­ным упразднением ин­ститута права аренды. В обязательном поряд­ке эти земли должны быть выкуплены самими землепользователями.

Условия выкупа права частной собственности предлагаются разные:

1 вариант – цена выку­па земель будет состав­лять 50 % от кадастровой (оценочной) стоимости земель сельхозназначе­ния при этом предоста­вят отсрочку платежа на срок до 10 лет;

2 вариант – цена выку­па земель может составлять 5 % от кадастровой (оценочной) стоимости земель сельхозназ­начения при этом без отсрочки платежа;

3 вариант – цена выкупа зе­мель будет составлять 100 % от кадастровой (оценочной) стои­мости земель сельхозназначе­ния, при этом предоставят от­срочку платежа на срок 10 лет с выплатой ежегодного платежа в размере 10 % от кадастровой (оценочной) стоимости;

4 вариант – цена выкупа зе­мель будет составлять от 25 до 50 % от кадастровой (оце­ночной) стоимости земель сельхозназначения;

5 вариант – цена выкупа зе­мель будет составлять стои­мость земельного налога на участок, который землепользо­ватели ежегодно уплачивают в бюджет, умноженная на коли­чество лет, оставшееся до кон­ца срока аренды (от 30 до 49 лет). Пример: если ежегодная сумма земельного налога на участок в 100 га составляет 18 000 тенге, и, согласно услови­ям договора аренды, до конца срока аренды осталось 35 лет, то цена выкупа участка в 100 га составит 630 000 тенге (18 000 тенге х 35 лет).

Кадастровая (оценочная) стоимость земельных участ­ков указана в документах на землю, которые имеются у каждого землепользователя. Стоимость эта, как все знают, довольно высокая, и для фи­нансового положения боль­шинства сельхозпроизводите­лей неподъёмная.

  1. Критерии для при­ватизации сельхозземель.

Также рабочая группа прорабатывает критерии для аграриев, желающих приватизировать земли. При выкупе сельскохо­зяйственных земель зем­лепользователем будут учитываться ряд призна­ков его хозяйствования:

1) опыт работы;

2) материально-техни­ческое обеспечение;

3) наличие специаль­ного образования;

4) наличие бизнес-пла­на или производствен­ной программы по ис­пользованию земельно­го участка;

5) эффективное ис­пользование земель;

6) безубыточность за последние 3-5 лет.

Это только проекты, каким будет законодатель­ство по приватизации земель ещё не известно. По прогно­зам, после выкупа права част­ной собственности на землю, в обязательствах собственни­ка останутся налоги на землю, соблюдение норм земельного законодательства, проверки земельными инспекторами и контроль за рациональным ис­пользованием земли. Правила использования земель плани­руют ужесточить.

рис 3

***

Все вышеперечисленные проекты пока обсуждаются. Но внести изменения в дей­ствующее земельное законо­дательство с целью реализа­ции земельной реформы ра­бочая группа и правительство РК намерены до конца авгу­ста 2015 года. Всем нам из­вестно, как быстро претворя­ются в жизнь слова и предло­жения Президента Республики Казахстан. У отечествен­ных сельхозпроизводителей есть небольшой срок по вне­сению своих предложений в рабочую группу через РОО «Союз фермеров Казахстана». Председатель обществен­ного объединения Ауезхан Даринов и некоторые его чле­ны включены в рабочую груп­пу. Сроки рассмотрения и под­готовки очень сжатые, за это время нельзя вынести такие судьбоносные нововведения в земельное законодательство. Фермерам следует быть актив­нее в этом вопросе, и просить увеличить сроки подготовки но­вого НПА для наиболее полно­го охвата вопроса. И, главное, для точного определения стои­мости выкупа земель.

По словам правительствен­ных чиновников, одной из при­чин для осуществления массо­вой приватизации земель сель­скохозяйственного назначения является истощение земель и снижение содержания гумуса. Но больше здесь ощущается острое влияние финансового кризиса. Изыскание дополни­тельных источников реальных денежных поступлений в ре­спубликанский бюджет – так­же одна из причин такого мас­штабного правительственного акта.

Гани Ермек

Ссылка по теме:

Назарбаев: Необходимо начать приватизацию земель сельхозназначения

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы