Дефицит дизтоплива к началу весенне-полевых работ ожидается в Казахстане

В 2023 году в Казахстане прогнозируется дефицит дизельного топлива. Снижение объемов производства ожидается из-за закрытия нефтеперерабатывающих заводов в связи с капремонтами. К началу весенне-полевых работ рынку не будет хватать 700 тыс. тонн дизельного топлива, передают «АПК Новости» со ссылкой на телеканал Almaty.tv.

Иллюстративное фото: из открытых источников

Нынешние объёмы не покрывают потребностей рынка, говорит эксперт нефтегазовой отрасли. По словам Ерлана Жаукина, за этот год было произведено 5 миллионов 300 тысяч тонн топлива. Что значительно меньше действительных нужд.

«Потребность рынка составляет около 5,6 млн тонн. То есть порядка 300 тысяч тонн Казахстан вынужден импортировать. А мы все прекрасно понимаем и знаем, что цены на внешних рынках в разы выше, чем в стране. То есть основной проблемой дефицита в Казахстане дизеля является существенный диспаритет цен», – отметил эксперт нефтегазовой отрасли Ерлан Жаукин.

С точки зрения экономики, нарушен принцип равной выгоды, считает эксперт. Проще говоря, в соседних странах нефтепродукты реализуют в два, а то и в три раза дороже, чем в нашей стране. Отсюда и ощутимый переток относительно дешёвого отечественного топлива за рубеж. И, зачастую, незаконным путём.

«Пока цены разные, пока выгодно увозить из Казахстана топливо по серым схемам. На сегодня у нас официально экспорт из Казахстана топлива запрещён. Но он у нас вывозится различными способами. Это либо контрабанда, либо через бак автомобиля, либо транзит», – подчеркнул Ерлан Жаукин.

Накануне в Кызылорде на пять лет осудили женщину, незаконно торговавшую дизтопливомв течение пяти лет. Она, буквально, помогла сжечь «всерую» горючее на 270 миллионов тенге. Но даже этот случай – лишь верхушка айсберга, считают юристы.

«Этот приговор, этот судебный акт – это всего лишь, увы, последствия цепочки множества факторов, приведших к этому приговору. И не только этому. Есть еще ряд судебных актов по Казахстану. В частности, в Костанайской области, в Южно-Казахстанской. Особенно в приграничных областях», – поясняет адвокат Таир Назханов.

Таким образом, рынку нанесён колоссальный ущерб. Лишь за этот год, по словам специалистов, контрабандисты вывезли из страны 200 тысяч тонн топлива. Но беда в том, что выявить такие акты не просто. Схемы становятся всё более изощрёнными, а предприимчивые нарушители – куда подкованнее. Ведь, как известно, спрос рождает предложение.

Между тем, по мнению экспертов, единственный выход избежать нехватки дизтоплива – добиться выравнивания цен. Чтобы рынок сам был заинтересован в импорте, говорят они.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы