Дебаты по реформированию налоговых режимов продолжаются
В правительстве Республики Казахстан продолжаются обсуждения вопросов реформирования Специальных налоговых режимов (СНР) с участием общественных организаций. Проводились семинары, совещания, круглые столы, но пока конечный результат не достигнут.
Не раз уже газета «АгроИнфо» публиковала предложения Минфина в отношении СНР для крестьянских хозяйств и производителей сельскохозяйственной продукции и позиции НЭПК «Атамекен» и Союза фермеров РК по этим предложениям. Подведем хронологию событий, связанных с жаркими спорами по отмене СНР.
В апреле 2013 года Министерство финансов РК предложило отменить СНР на основе упрощенной декларации, отменить СНР на основе единого земельного налога для крестьянских и фермерских хозяйств и ограничить виды деятельности по СНР на основе патента.
Следовательно, ведомство намеревалось перевести всех индивидуальных предпринимателей на общеустановленный порядок налогообложения и новый льготный режим с более жесткими условиями налогообложения. Реформы предлагалось произвести для единения подходов к налогообложению физических лиц, с целью дальнейшего перехода к всеобщему декларированию доходов граждан РК.
Но общественные организации (НЭПК «Союз «Атамекен», РОО «Союз фермеров») с первых дней отстаивали сохранение специальных налоговых режимов, для чего провели большую работу. В итоге на 23 сентября текущего года достигнуты предварительные результаты.
1. Касательно СНР на основе упрощенной декларации – все прежние условия сохранить.
2. Касательно СНР на основе уплаты Единого земельного налога (ЕЗН) для КХ и ФХ – режим сохранить, но с новообразованиями. Крестьянские хозяйства будут разделены по площади земли и по суммам доходов. «Небольшие хозяйства» сохранят все прежние условия режима налогообложения. А «крупные крестьянские хозяйства» не смогут применять прежний режим на основе ЕЗН, им необходимо будет перейти на другие виды режимов (СНР на основе ЕСН, упрощенной декларации или общеустановленный для ИП). Пока законодатели не определились с пороговыми значениями площадей и доходов КХ, после которых уже не вправе применяться СНР на основе единого земельного налога. На отработке площади земельных участков варьируют от 287 га до 5396 га в зависимости от региона возделывания. Максимальный размер доходов КХ пока тоже не определен. Известно только, что, если в какие-то урожайные годы КХ превысит пороговое значение дохода, то ему следует сдать дополнительную налоговую отчетность по суммам превышения доходов и обложить их подоходным налогом по ставке 10%.
3. Касательно СНР для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции (ЮЛ – СХТП) – режим сохранить до вступления Казахстана в ВТО. При этом МСХ РК предлагает вывести земельный налог из-под 70-процентной льготы и увеличить действующую ставку налога в 3 раза. Плюс установить возможность повышения ставки земельного налога по усмотрению местным представительным органом власти (областной маслихат) в 10 раз. Общественники предлагают дополнительное повышение не более, чем в 2 раза.
4. Касательно СНР на основе уплаты Единого сельскохозяйственного налога (ЕСН) – режим предлагается для не вошедших в СНР на основе ЕЗН «крупных крестьянских хозяйств» и для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции после вступления нашей республики в ВТО. Принципы СНР на основе нового ЕСН:
1) обложение прибыли предприятия (доходы минус налоговые вычеты, включая двойной вычет фонда оплаты труда) – подоходный налог по ставке 10 %;
2) пониженная до 6,5% или до 5 % ставка социального налога вместо действующей в 11%;
3) земельным налогом (платой за пользование земельными участками) облагается площадь по ставке в 3 или 5 раз больше ныне действующей плюс повышение местным представительным органом;
4) освобождение от уплаты налога на имущество и транспорт.
В настоящее время не выработаны однозначные позиции между властью и общественниками по следующим вопросам:
а) пороговое значение по площади земельного участка для применения СНР на основе единого земельного налога,
б) пороговое значение по максимальному доходу КХ для применения СНР на основе единого земельного налога,
в) кратность увеличения ставки земельного налога (в 3 или 5 раз от действующей ставки),
г) кратность дополнительного повышения ставки земельного налога местным представительным органом.
Кроме того, отечественный Минсельхоз предлагает включить единый экологический сбор в состав Единого земельного налога в альтернативу действующим нескольким видам платы за эмиссии в окружающую среду. Чтобы избежать бумажной волокиты по предоставлению расчетов, деклараций и уплаты платы за эмиссии в виде «сожженного» ГСМ, вывоз ТБО, мертвый сор и мусор от подработки зерна и прочие. Станет легче уплачивать крестьянским хозяйствам один налог – ЕЗН, в составе которого учтены все платы и сборы.