1С:Бухгалтерия в селе
Казахстанские агропредприятия внедряют программный продукт «1С:Бухгалтерия для сельскохозяйственного предприятия». Это решение фирмы «1С» создано на платформе «1С:Предприятие версия 8» специально для ведения бухгалтерского и налогового учета в сельхозорганизациях с любой системой налогообложения.
Одним из первых на новый отраслевой продукт перешло ТОО «Ак- Бидай-Агро» Карабалыкского района Костанайской области. Корреспондент газеты «АгроИнфо» побеседовала с директором ТОО «Ак-Бидай-Агро» Кайыржаном Махсотовичем Наурызгалиевым о возможностях, особенностях и совершенствовании учета и отчетности в новой программе.
– В работе бухгалтерии своей компании вы наверняка уже использовали решения 1С:Предприятие, а что стало причиной перехода на платформу «Бухгалтерия для сельскохозяйственного предприятия»?
– Причиной перехода на специализированную платформу стала необходимость решения проблем по учету затрат, охватывающих все особенности сельского хозяйства. Назрела острая необходимость в совмещении бухгалтерского, налогового и управленческого учетов. Для принятия управленческих решений необходимо было существенно повысить оперативность доступа руководителя к данным бухгалтерии и, что наиболее важно, иметь возможность быстрого проведения всестороннего анализа за любой период времени по любой аналитике: в разрезе производственных участков, культур, полей, работников, видов сельхозтехники, поголовья КРС и т.д. Например, финансово-аналитический отдел предприятия буквально за полчаса может предоставить таблицу эффективности проведенного ремонта по тракторам «Кировец» (на предприятии их более 80 единиц), где будут указаны все затраты на проведенный ремонт в тенге (если потребуется, то и с расшифровкой до последнего болта) относительно их выработки за анализируемый период в условных эталонных гектарах с полной расшифровкой всех проделанных работ. Трактора можно сгруппировать по производственным участкам и тем самым сравнить эффективность работы инженеров. Такая информация нами жетов последующего производственного года. После окончательного утверждения структуры посевов на будущий год можно обоснованно спланировать и затраты на ремонт всей техники.
Таким образом, сельскохозяйственная конфигурация программы 1С:Предприятие дает возможность не только анализировать текущее состояние процессов в агропроизводстве, но и планировать смету предстоящего периода.
– Как вы подходили к выбору программного продукта и почему остановились на “1С:Бухгалтерия 8”?
– Программы по автоматизации учета от компании 1С широко распространены в нашей стране. Одна из версий стояла и у нас, и наши бухгалтеры использовали ее на том же уровне, как и в большинстве других компаний. Честно говоря, весь потенциал программы нами был раскрыт только в виде распечатки счетов-фактур, накладных и других бланков. Ни о какой аналитике речи не было. Возможности восьмой версии программы 1С, как многим уже известно, в части анализа и обобщения данных очень обширны. У нас было желание использовать эти возможности, которое удалось воплотить в реальность вместе с компанией «КАС Консалтинг». Мы смогли их убедить, что с выбранного пути не свернем, они вызвали наше доверие своим профессиональным подходом и целеустремленностью сотрудников.
– Кайыржан Махсотович, есть ли филиалы у Вашей организации? И как там ведется бухгалтерский учет – раздельно в каждом подразделении и в дальнейшем с обобщением в единой базе?
– Внутри ТОО «Ак Бидай Агро» имеются производственные участки, которые ведут учет самостоятельно, каждый по своему участку, начиная с аналитического учета. Затем данные синхронизируются путем обмена информацией на сервер и отражаются в базе 1С в виде бухгалтерских отчетов (приход продукции, товаров, списание в производство сырья, материалов, начисление заработной платы и т.д.).
– Поговорим немного о самой работе программного продукта. Выбранная Вами система охватывает учет животноводства, растениеводства, управленческий и кадровый учет. Успешно ли одна программа справляется с таким количеством работы?
– Программа справляется успешно. Но и как любое средство производства, нуждается в системном уходе, контроле и наблюдении. Варианты типа «один раз сделал и забыл» – не жизнеспособны. И достаточно быстро программный продукт превращается в печатную машинку. Поэтому нужна постоянная техническа я поддержка. Тем более что со временем всплывают новые нюансы, которые необходимо в программу вносить. Одновременно и аппетиты растут. Сейчас наша программа делает то, что мы два года назад предполагали только в самых смелых прогнозах.
– Насколько хорош помощник в налогообложении? В налоговом учете системы приняты ли во внимание все особенности специального налогового режима для юридических лиц – производителей сельскохозяйственной продукции РК?
– Предприятие применяет и специальный налоговый режим, и общеустановленный порядок налогообложения. Закладки СНР и ОУП предусмотрены в программе, используются при исчислении НДС. В автоматическом режиме налоги посчитать трудоемко, поэтому последующий контроль со стороны бухгалтерской службы все-таки ведется, однако, думаем, что это дело времени и все это может быть усовершенствовано.
– Заложена ли специфика учета государственных субсидий и дотаций для сельскохозяйственного производства, лизинговых операций и прочих составляющих агробизнеса?
– Для учета лизинговых операций есть возможность учета по контрагентам и в разрезе договоров лизинга. Поступление государственных субсидий отражается на счетах бухгалтерского учета в разрезе деятельности: «растениеводство» и «животноводство» и в зависимости от назначения субсидий по законодательству. –
– Внедрение новой конфигурации программы у Вас, как у первого руководителя, Кайыржан Махсотович, вызвало положительные реакции. Быстрый доступ к аналитике всех учетных данных и отчетностям – это здорово. А какова была реакция персонала на нововведение? Если был негатив, изменилось ли отношение персонала после ввода в эксплуатацию?
– Вначале трудности по ходу внедрения программы, конечно, были, в том числе и проблемы с персоналом. Затем начались технические трудности различного характера, начиная от полного отсутствия компьютерной грамотности бухгалтеров на участках (наша главная ударная сила) и заканчивая всеми особенностями сельского хозяйства. Сейчас все позади, работаем в этой программе уже третий год, отношение изменилось в лучшую сторону, отзывы бухгалтеров участков искренние и самые положительные, информация формируется быстро, ускорилась обработка данных. Бухгалтера отошли от ручной работы, переписки отчетов. Все данные можно распечатать и сформировать в базе 1С. Хотелось бы дать универсальный рецепт для тех, кто собирается внедрять какие-либо информационные продукты:
1.Директор (собственник), финансовый директор (главный экономист) и главный бухгалтер должны понимать и полностью поддерживать внедрение.
2.Необходимо объяснить всем задействованным во внедрении специалистам конечную цель и подкрепить ее денежным вознаграждением.
3.Определить компанию внедренца, который имеет репутацию, штат работников и положительный опыт. Необходимо учитывать, что выстраиваемые отношения долгосрочные и должны быть гарантии по технической поддержке после успешного внедрения продукта.
– Хочется услышать от Вас про первые итоги внедрения программы «1С:Предприятие версия 8,2». Изменилось ли количество бухгалтеров, график работы, трудозатраты? Появились ли дополнительные отчеты?
– Улучшилось качество и оперативность принимаемых управленческих решений. За масштабностью бизнеса и отдаленностью производственных участков практически не осталось «черных дыр» в информации. Весь производственный процесс стал прозрачным.
Стратегические плюсы дополняются множеством тактических (локальных) новшеств:
– на производственном участке процесс работы осуществляет один бухгалтер, способствует этому своевременная подача данных бригадирами и учетчиками;
– появилась возможность хранения информации в компактном виде и использования ее сотрудниками, имеющими доступ к информации в базе 1С 8.2;
– отделом финансово-аналитического учета формируются необходимые управленческие балансы, бюджеты;
– механизаторы о проделанной работе и начисленной заработной плате узнают уже на следующий день, прямо на полевом стане.
Ограничений во введении каких-либо дополнительных отчетов сейчас нет, а ранее они не составлялись ввиду высоких трудозатрат и низкой оперативности сотрудников. Тогда необходимо было вручную обработать кипу первичных документов, которую предварительно необходимо было собрать с производственных участков, затем перепечатать и пересчитать на калькуляторе. Пока такой отчет изготовится, данные становятся неактуальными.Количество бухгалтеров не изменилось, но улучшилось качество их работы.
– Этот программный продукт – прекрасное решение для таких крупных агрохолдингов, как ТОО «Ак-Бидай- Агро». А что можете посоветовать средним фермерам – ТОО и КХ, у которых достаточно большие сельскохозяйственные угодья? Стоит ли таким хозяйствам внедрять «1С:Бухгалтерия для сельскохозяйственного предприятия»?
– Думаю, что стоит, каждый фермер по своему желанию выбирает. От площади земель тут не зависит, хочет ли руководитель видеть весь системный анализ хозяйствования, знать, сколько потрачено и вложено денежных средств и материалов в каждое поле, трактор, сотрудника и так далее. Исходя из этого, планировать бюджет оборота будущего года, сколько нужно будет заемных средств и как можно обойтись своими силами. И еще много другой нужной информации для усовершенствования бизнес-процессов. Все это возможно с помощью обсуждаемой программы.
Спасибо большое, Кайыржан Махсотович, что нашли время для беседы. Желаю Вам и Вашей компании дальнейших успехов!
Жанна Батабаева