Время беречь энергию
В соответствии с Законом Республики Казахстан от 13 января 2012 года № 541-IV «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» (далее – Закон), все сельхозтоваропроизводители обязаны пройти энергоаудит. Что означает новое понятие, и какие последствия влечёт, попытаемся разобрать ниже.
Согласно статье 16 Закона, субъекты агропромышленного комплекса, осуществляющие производство, заготовку, хранение, транспортировку, переработку и реализацию продукции сельского, рыбного хозяйства, за исключением государственных учреждений, расположенных в сельской местности, обязаны в течение шести лет со дня введения в действие настоящего Закона получить заключение по результатам проведения энергоаудита.
Закон вступил в силу в середине 2012 года, следовательно, до лета 2018 года все фермеры, крупные и мелкие, обязаны пройти процедуру энергоаудита и получить заключение энергоаудитора.
В целом, новый закон регулирует отношения и определяет основы деятельности предприятий республики в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Теперь государство пристальнее будет наблюдать за целесообразным потреблением электрической, тепловой, химической энергии, её эффективностью. Это касается крупных промышленных предприятий и сельхозтоваропроизводителей. К числу энергопотребляющих организаций отнесли и аграриев.
Для выявления количества потребляемой энергии, её утечки или неэффективности и прочих показателей Законом определено понятие энергоаудит. Это сбор, обработка и анализ данных об использовании энергетических ресурсов на предприятии в целях оценки возможности и потенциала энергосбережения и подготовки заключения.
Правила проведения энергоаудита
Правом проведения энергоаудита обладают юридические лица, получившие свидетельство об аккредитации по данному виду деятельности. К сведению, в Казахстане действует уже более 25 компаний – энергетических аудиторов. Энергоаудит осуществляется за счёт средств обратившегося лица (заказчика) на основании договора.
Согласно Правилам проведения энергоаудита, утверждённым постановлением Правительства РК от 31 августа 2012 года № 1115, на подготовительном этапе энергоаудитор составляет программу проведения энергоаудита (с указанием сроков выполнения работ и полного перечня объектов, находящихся на балансе заказчика) и формирует перечень необходимых сведений и документов, которые необходимо предоставить заказчику, в том числе:
1) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработанный по итогам предыдущего энергоаудита и результаты его исполнения;
2) объёмы добычи, производства, потребления, передачи энергетических ресурсов и воды за пять последовательных лет, предшествующих энергоаудиту;
3) состав основных зданий, строений, сооружений и их характеристики (назначение объекта и его составляющие (пристройки), инженерные системы, класс энергоэффективности, дата постройки, этажность здания, материал стен и крыш, площадь остекления и вид остекления, кубатура, общая площадь);
4) сведения об источниках энергоснабжения и параметрах энергоносителей;
5) фактическое энергопотребление на единицу продукции и (или) расход энергетических ресурсов на отопление на единицу площади или отапливаемого объёма зданий, строений, сооружений;
6) сведения об энергетическом и технологическом оборудовании;
7) класс энергоэффективности электрического энергопотребляющего устрой- ства. Сведения и документы предоставляются заказчиком энергоаудитору (в случае их наличия).
Далее идёт измерительный этап энергоаудита, когда идут приборные измерения оборудования, энергетическое обследование здания, строения, диагностика оборудования на предмет энергоэффективности. Здесь замеряют все энергоносители – котельно-печное топливо, электроэнергия, тепловая энергия и моторное топливо. Потом высчитывают производимой сельскохозяйственной продукции и потребляемой энергии.
Далее на аналитическом этапе проводится анализ полученных на измерительном этапе информации и результатов измерений (испытаний), расчёт фактических показателей энергоэффективности зданий, отдельных видов оборудования и технологических процессов, сопоставление фактических показателей с нормативными значениями, выявление и анализ причин несоответствия фактических показателей энергоэффективности и нормативных значений.
После чего энергоаудитором обобщаются результаты анализа использования энергетических ресурсов зданием, строением, сооружением, по группам оборудования и видам энергоносителей. По результатам энергоаудита составляется заключение по энергосбережению и повышению энергоэффективности в хозяйстве.
Государственный энергетический реестр
Согласно Закону, индивидуальные предприниматели и юридические лица, потребляющие энергетические ресурсы в объёме, эквивалентном тысяче пятистам и более тонн условного топлива в год, а также государственные учреждения и субъекты квазигосударственного сектора, потребляющие энергетические ресурсы в объёме, эквивалентном ста и более тонн условного топлива в год являются субъектами Государственного энергетического реестра. Оператором такого реестра выступает АО «Институт развития электроэнергетики и энергосбережения (Казахэнергоэкспертиза)». На сайте общества уже опубликован Государственный энергетический реестр. Из числа частных компаний в данном реестре много элеваторов, мельниц, крупных сельхозпроизводителей. Неболь- шие и средние фермеры в Государственный энергетический реестр не включаются, поскольку не потребляют 1500 тонн условного топлива в год. И, тем не менее, они обязаны пройти энергоаудит.
Причём, если субъекты Государственного энергетического реестра, за исключением государственных учреждений, проходят обязательный энергоаудит не реже одного раза каждые пять лет, то субъекты АПК не включенные в реестр не проходят периодический энергоаудит. Скорее всего, они подвержены единственной проверке в этом направлении.
Гани Ермек
Материал от 27.04.2015г.