В небе первые казахстанские агросамолеты!
Эти «воздушные тракторы» произведены алматинским предприятием «Авиамастер Эйркрафт» в кооперации с известной канадской компанией Zenith Aircraft LTD. Самолеты «АРАЙ» (утренняя заря) успешно приступили к авиационно-химическим работам на полях корпорации «Зерновая Индустрия» в Костанайской области.
Ввод в эксплуатацию первых агросамолетов весьма своевременен, поскольку в последнее время в сельскохозяйственной авиации складывается угрожающее положение.
Проблемы казахстанской агроавиации сегодня
При наличии более 340 видов угроз урожаю (сорняки, вредители и болезни) в Казахстане производится химическая защита только на 29% посевных площадей. При потребности в 1000 самолетов, в разных авиакомпаниях дорабатывают свой век около 300 последних самолетов АН-2. Самому «молодому» из них уже больше 30 лет, запасных частей для их ремонта нет, а эксплуатация разорительна, ведь для АН-2 требуется 250-300 литров бензина и 20 литров масла в час. Особой проблемой стал острый дефицит кадров – летчиков и техников, авиакомпании вынуждены привлекать на сезон экипажи со всего СНГ.
Собственных денег на обновление парка самолетов у авиакомпаний нет, а из-за отсутствия залогового имущества кредиты на новую технику получить невозможно. По всем этим причинам одна за другой закрываются казахстанские авиакомпании, применяющие на авиахимических работах старые АН-2. Наземная техника из-за низкой производительности не может соперничать с агроавиацией, поскольку не работает по влажному грунту и требует исключить до 10% посевной площади (а значит и 10% урожая) под колею своих широких колес. Дефицит услуг агроавиации неминуемо ведет к потере урожайности до 30-40% на фоне резкого роста стоимости авиахимической защиты урожая. Это положение дел угрожает сельскому хозяйству Казахстана очень серьезными убытками.
Что делать?
Первой ласточкой в исправлении такого плачевного положения явился запуск в небо трех отечественных самолетов «АРАЙ», принадлежащих теперь корпорации «Зерновая Индустрия».
Этот пример передового сельхозпроизводителя показывает нашим фермерам, что проблему авиахимической защиты своего урожая хозяйство может решить самостоятельно, не уповая на авиакомпании.
Американские и канадские сельхозпроизводители давно приобретают и сами эксплуатируют агросамолеты наряду с обычными тракторами или комбайнами (по данным Национальной ассоциации агроавиации США, частных агросамолетов там более 20 000 шт.), при этом совершенно не зависят ни от кого в сохранности своего урожая.
Выгоды владельцев «Утренней зари»
Новый самолет «АРАЙ» стоит 26 миллионов тенге, практически это те же деньги, которые хозяйство среднего размера вынуждено тратить ежегодно на химическую обработку зерновых. При этом фермер платит не только за саму работу, но и за все годовые расходы авиакомпании, включая ее прибыль.
Фактическая производительность «АРАЙ» при норме 6 л/га – не менее 1000 га/день, себестоимость его работы, вместе со стоимостью ГСМ и зарплатой экипажа, составляет менее 100 тенге за гектар, поэтому при трехкратной обработке 10 000 гектар (против сорняков, вредителей и болезней) агросамолет окупается всего за 3 года.
Важно: «АРАЙ» заправляется обычным автомобильным бензином А-95 с расходом 30 литров в час, для эксплуатации «АРАЯ» хозяину не нужен аэродром. Это самолет короткого взлета-посадки: взлетает и садится на любую грунтовую дорогу, пашню или луг размером со школьное футбольное поле (90 м!) Не нужен и ангар, поскольку цельнометаллический планер самолета «АРАЙ» не боится хранения под открытым небом и имеет пожизненную гарантию.
Очень привлекательный для аграриев является и возможность использовать самолет «АРАЙ» как 4-местный «воздушный джип». Руководство и специалисты на своем «АРАЕ» могут ежедневно следить с высоты птичьего полета за ходом работ на всех полях своего хозяйства или летать за 1000 км по делам в города и районные центры.
Казахстанский производитель «Авиамастер Эйркрафт» обеспечивает самолеты «АРАЙ» сертифицированным гарантийным обслуживанием, запасными частями, расходными материалами, периодическими осмотрами и капитальным ремонтом, а также обучением профессии пилотов и техников «АРАЯ» молодых механизаторов хозяйства-покупателя.
Кто уже избавился от проблем?
Корпорация «Зерновая Индустрия» сразу оценила все достоинства казахстанского самолета, немедленно отказалась от разорительной эксплуатации своих АН-2 и закупила три новых самолета «АРАЙ». С помощью «Авиамастер Эйркрафт», корпорация подготовила свои собственные экипажи и на многие годы избавилась от проблем с химической защитой своих полей.
Президент холдинга «Астана Груп» Нурлан Смагулов заявил: «Я считаю, что нам выпала историческая миссия приобрести первые казахстанские самолеты. Как показали испытания, самолеты отечественного производителя гораздо экономичнее АН-2. Мы планируем увеличить парк «АРАЕВ» еще на 10 машин».
Приобретение самолета «АРАЙ» сельхозпроизводителями поддерживается государственной программой «ДАМУ» с субсидированием 50% от банковской кредитной ставки и предоставлением государственной гарантии банку на 50% от требуемой залоговой суммы.
Информацию о казахстанском агросамолете «АРАЙ» читатель может получить
на сайте www.aviamaster.kz
и по телефонам: 8 (727) 291-02-00, моб.: 8-701-718-09-60.