В Казахстане презентован план развития орошаемых земель до 2028 года
25 декабря 2018 г. на Заседании Правительства РК был рассмотрен план развития орошаемых земель до 2028 года, передаёт пресс-служба МСХ РК.
Основной целью плана является обеспечение орошаемых земель поливной водой на площади 3,5 млн га. Реализация мероприятий плана предусматривает восстановление выбывших из оборота, но востребованных орошаемых земель на площади 600 тыс. га и ввод новых 1 500 тыс. га. Объем инвестиции составляет в сумме 1 233 млн тенге, при этом валовый выпуск составит 3 727 млрд тенге.
Задачей плана мероприятий станет проработка вопроса реализации проектов по развитию новых орошаемых земель с участием частного партнера через механизм государственно-частного партнерства.
В целом недофинансирование и существующий тариф на поливную воду не позволяют покрывать расходы на реконструкцию, ремонт каналов и гидротехнических сооружений. По расчетам Всемирного банка, ирригационная система при существующих темпах обновления полностью выйдет из строя в течение 44 лет.
Мировой опыт показывает, что в развитии и восстановлении ирригационных систем применяется механизм ГЧП.
В целом по предварительным расчетам данный подход позволит на новых орошаемых землях с 1 га получать до 1,6 млн тенге валовой выручки.
Схема модели функционирования через ГЧП предусматривает наличие Частного партнера, который учреждает Специальную финансовую компанию, для привлечения инвестиций из МФО, ЕНПФ или банков второго уровня под поручительство Министерства финансов.
В последующем, предварительно согласовывая с Комитетом по водным ресурсам и РГП «Госэкспертиза» определяет проектные, технические решения с учетом экономической целесообразности реализации проекта и согласованием тарифа на подачу воды в КРЕМиЗК, для выполнения работ по строительству ирригационной инфраструктуры.
Последующий возврат инвестиций осуществляется через сбор средств от реализации поливной воды эксплуатирующей организацией.
Анализ мирового опыта показывает что доля затрат на воду в различных странах составляет до 10%, а в Казахстане 0,4%, при этом для поддержания конкурентоспособности они не должны превышать 4%.
Однако прогнозируемая структура и уровень тарифов на восстановленных и новых орошаемых землях по модели ГЧП показал, что доля затрат составляет выше рекомендуемых 4 %. В этой связи предусматривается постепенное повышение тарифа на поливную воду в течение 10 лет с субсидированием части тарифа на восстанавливаемых 256,0 тыс. га и новых 1667,0 тыс. га орошаемых землях.
При этом, большая часть затрат из республиканского бюджета на субсидирование окупятся за счет налоговых поступлений.
Объем инвестиций на восстановление 256,0 тыс. га орошаемых земель составляет 117,8 млрд тенге, на ввод новых орошаемых земель 1667,0 тыс. га составляет 1126,9 млрд тенге.
Реализация программы развития орошаемых земель с применением механизма ГЧП позволит увеличить площадь орошаемых земель с 1418 тыс. га до 3528 тыс. га, а валовую выручку с орошаемых земель с 800 млрд тенге до 3727млрд тенге, выработку на 1 работника с 2,9 млн тенге до 5,8 млн тенге.