Учёные обсуждают: Сахарное будущее Казахстана – реально? Неиспытанная техника – риск для агрария
Сахарное будущее Казахстана – реально?
Есть ли в Казахстане своё сахарное производство, и почему мы так мало о нём слышим и говорим? В причинах постарались разобраться учёные КазНИИ перерабатывающей и пищевой промышленности (г.Алматы).
Заводы-переработчики сахарной свёклы устанавливают низкие закупочные цены на неё в период уборки. Свекловоды не окупают своих затрат и не рискуют увеличивать объёмы производства свёклы. Сырьё поступает из-за рубежа. Казахстан – импортёр сахара в то время, когда мог бы себя обеспечивать сам, пользуясь отечественным сырьём, стимулируя не зарубежных товаропроизводителей, как это делается сейчас, а собственных. А сколько же таких сахарных заводов функционируют в настоящее время на территории нашей страны? Пять, три из которых находятся в Алматинской области (Бурундайский, Ескельдинский, Коксуский) и два – в Жамбылской (Меркенский, Таразский). Ещё три были закрыты в 2008 году.
«Все они почти полностью зависимы от импорта сахарного сырца, так как доля использования сахарной свёклы в производстве сахара казахстанскими производителями ничтожно мала, – пишут в статье авторы. – … До 2019 года в рамках ТС существуют льготы на беспошлинный ввоз сахарного сырца в Казахстан, это и позволяет заводам работать… Будущее казахстанских сахарных заводов в условиях свободного рынка оставляет желать лучшего» [1].
А ведь куда эффективнее было бы стимулировать своё производство сахарной свёклы и взяться за переработку мелассы (так называется вторичное сахарное сырьё), которая содержит 46-51% сахарозы!
Даёшь фермеру здоровую логистику!
Уменьшить себестоимость агропродукции способна грамотно организованная логистика, как утверждают учёные Центрально- Азиатского университета (г.Алматы).
Как часто наши аграрии употребляют в своей речи понятие логистики? А как часто прибегают к её основам, чтобы упорядочить процесс производства? Над такими вопросами задумались учёные. А тем временем, по их сведениям, знание этих самых правил способно значительно облегчить жизнь сельхозтоваропроизводителя.
Взять, к примеру, предприятие, имеющее в своём цикле перерабатывающий завод, овощехранилище и торговые сети для оптовых и розничных продаж, куда многочисленные крестьянские хозяйства из различных районов привозят свою продукцию. Можно принимать её на заводе по договорной цене от каждого конкретного хозяйства, но тогда цена будет варьировать и зависеть не только от качества продукции, но и от дальности транспортировки. В результате разногласий можно остаться без поставщиков.
Другой вариант предполагает организацию специальных заготовительно- приёмочных пунктов вблизи производителей с установкой фиксированной цены исключительно в зависимости от качества продукции. Отсюда до завода продукцию доставляет само предприятие, владеющее заводом. В данном случае такая постоянно действующая транспортная система выгодна не только отправителю, но и получателю.
«Многие предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики, стали рациональнее организовывать весь производственный цикл, – заключают авторы. – Благодаря этой концепции стали рациональнее использовать кредиты на покупку материальных ресурсов, осуществлять закупку сырья и материалов, выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции, рациональнее стали осуществлять процесс распределения готовой продукции, а также связанные с этим информационные процессы, сопровождающие все стадии организации производства» [3].
Перепеловодство: больше света – больше яиц
Перепелиные фермы для Казахстана не тенденция, но и не новость. Перепеловодство относят к отрасли наиболее скороспелого животноводства. И хотя многие рассматривают разведение перепелок больше как хобби, оно может иметь промышленный характер.
В данном случае оно предусматривает наиболее эффективное использование биологических возможностей птицы, применение полнорационных комбикормов, комплексную механизацию и автоматизацию производственных процессов – в общем, всё, как на обычной птицефабрике.
В большинстве стран мира перепеловодство в последние годы развивается весьма интенсивно. Это объясняется тем, что перепёлки помимо скороспелости, отличаются быстрой адаптацией к любой климатической зоне, что позволяет эффективно организовать производство высокоценных продуктов – яиц и мяса.
Яйценоскость этих птиц представляет особый интерес у учёных.
Мнение о том, что резкие изменения светового режима могут оказать существенное влияние на поведение и продуктивность птиц, было проверено экспериментальным путём в условиях юго-востока Казахстана.
Было доказано, что именно световой фактор оказал стимулирующее действие на повышение яйценоскости этих птиц. Эффект светового воздействия возникал после определенного промежутка времени, а именно через 12-14 дней. При этом в большинстве случаев у молодок реакция проявлялась на 3-4 дня раньше, чем у переярых перепелок.
«В условиях юго-востока Казахстана оптимальной продолжительностью светового дня в период применения дополнительного освещения, следует считать для молодок – 14-15 часов, а для переярок – 15-16 часов, – заключили учёные. – Также было установлено, что дополнительное освещение, применяемое в осенне-зимние месяцы, не вызывает угнетения роста и развития перепёлок» [2].
Неиспытанная техника – риск для агрария
Абсолютное большинство сельскохозяйственной техники, завозимой в Казахстан из-за границы, не проходит приёмочные и сертификационные испытания, – констатируют в своей статье учёные КазНИИМЭСХ (г.Алматы).
Иностранные фирмы ведут борьбу за казахстанский рынок, но вкладывать средства в приёмочные испытания не желают – это дорого и невыгодно. Чем же чревато такое положение вещей? Тем, что остаётся неизученной степень адаптации машин к зональным условиям Казахстана, эксплуатационные свойства техники, способность зарубежных тракторов агрегатироваться с уже имеющимися сельскохозяйственными машинами и орудиями. То есть, по сути, аграрий приобретает «кота в мешке», ориентируясь исключительно на рекомендации продавца.
К преимуществам сельскохозяйственных машин, выпускаемых в странах СНГ, относится их высокая адаптация к местным почвенно-климатическим условиям. Кроме того, они ремонтопригодны, а их эксплуатация освоена механизаторами. По экономической эффективности они имеют значительное превосходство над западными аналогами. Однако эти машины менее надёжны и комфортабельны.
В то же время, удобная, но дорогая зарубежная техника может окупиться только спустя 30-40 лет. Но ведь машину столько лет не используют – за это время она «устареет морально».
«К примеру, у импортной машины один топливный насос может стоить почти как двигатель трактора СНГ, – пишут учёные. – Опыт показывает, что через 5-6 лет импортная техника требует ремонта и соответствующих затрат. Есть ещё такое понятие, как ремонтопригодность. Потребители умеют ремонтировать отечественную технику и технику стран СНГ: ещё остались приспособления, методики и специалисты. Чего не скажешь об импортной: вынуждены только проводить замену деталей и комплектующих, а это очень дорого» [4].
Авторы статьи считают необходимым наладить систему приёмочных испытаний техники, перевести её из разряда добровольной сертификации в обязательную.
Использованная литература:
1 Айсакулова Х.Р., Чоманов У.Ч. Сахарное производство в Казахстане. Известия Национальной академии наук РК. Серия аграрных наук. 2014, №4. С.56-60.
2 Сейдалиева О.Г. Влияние изменения светового режима на яйценоскость перепёлок. Известия Национальной академии наук РК. Серия аграрных наук. 2015, №1. С.9-15.
3 Алменова А.А. Эффективность транспортной логистики в аграрном секторе экономики. Известия Национальной академии наук РК. Серия аграрных наук. 2015, №2. С.31-34.
4 Калиаскаров М., Жуматай Г.С., Усманов А.С. Основные условия и проблемы испытания сельскохозяйственной техники в Казахстане. Международная агроинженерия, 2014. №1. С.71-75.
Ирина Бакуменко
Ссылки по теме: