Регистрация товарного знака
Статья от 12.10.2015 г.
Такие способы, как подделка товара, упаковки, фирменного наименования, всегда присутствуют на рынке.
Как защитить себя и обезопасить свой бизнес, как зарегистрировать свой товарный знак, об этом корреспондент «АгроИнфо» побеседовала с директором ТОО Межгосударственный центр торгово-экономического сотрудничества и сертификации «КАЗРОССЕРТ» – Галиной Слободянюк.
– Галина Анатольевна, расскажите, над чем следует задуматься и с чего начинать, прежде чем выходить с продуктом/товаром на рынок.
– Начинать нужно с регистрации товарного знака, фирменного наименования, которые будут размещаться на упаковке вашего товара. Правовая охрана товарных знаков может быть предоставлена любым юридическим или физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность только на основании регистрации. Свидетельство на товарный знак удостоверяет факт регистрации товарного знака, его приоритет, исключительное право владельца. Поскольку процедура регистрации товарного знака далеко не быстрая, согласно Закону Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 26 июля 1999 года № 456, она длится больше одного года, то к этому вопросу нужно подходить в первую очередь.
В качестве товарного знака могут быть зарегистрированы: изобразительные; словесные; бук венные; цифровые; объемные и иные обозначения или их комбинации, позволяющие различать товары и услуги одних лиц от однородных товаров или услуг других лиц. Компания, предприятие самостоятельно решают, как им себя и свой товар/услугу позиционировать на рынке под фирменным наименованием, под графическим изображением или под их комбинацией.
– С чего обычно начинают предприниматели? Как они подходят к этому вопросу и какие ошибки чаще совершают?
– Предприниматели обычно ставят производственные линии, налаживают производство, получают необходимую сертификацию на продукцию и так далее. Вопрос развития бренда и его правовой охраны – обычно это вторичные вопросы. Владелец бизнеса идет в полиграфическую или рекламную организацию и просит разработать логотип (этикетку), при этом он озвучивает, что конкретно он хотел бы видеть на этикетке своего товара. Заказ обрабатывается и зачастую копируется с других брендов, которыми пестрит Интернет. Все ярко, красиво. Дальше владелец бизнеса согласовывает с органами стандартизации требования по размещению информации на государственном и русском языках на упаковке (состав товара, продукта, вес, сроки хранения и другое).
Бизнесмен начинает вкладывать деньги в раскрутку товара, тратит бюджет на производство упаковки в фирменном стиле, рекламу и продвижение, и тут начинается самое интересное. К предпринимателю поступает письмо о том, что такой знак уже есть на рынке и он зарегистрирован, ему выставляются сроки (к примеру, 10 дней) в течение которых он должен сменить наименование, удалить весь товар с рынка и убрать рекламу. При этом собственник показывает официальное свидетельство на товарный знак, выданное органами юстиции Республики Казахстан.
Кого в данной ситуации винить?! Себя! За незнание законодательства. Регистрация торговой марки (товарного знака) – дело добровольное, но тот, кто зарегистрирует раньше, тот и прав, приоритет дается по дате подачи заявки. Рекламные и полиграфические компании, которые изготавливали (рисовали) эту эмблему, разводят руками и зачастую им вообще неизвестно, что есть законы, регулирующие данные отношения. Они просто откорректировали или дорисовали в графических программах товарный знак, который взяли из Интернета. Конечно, если работа действительно авторская, – к ней не будет никогда претензий, но при этом важно знать закон о товарных знаках, так как данный закон регламентирует причины, по которым могут отказать в регистрации товарного знака, и их не мало.
– Есть ли какие-то жесткие ограничения, которые могут послужить отказом в регистрации товарного знака?
– Торговая марка, эмблема, логотип, бренд – это все экономические категории, в правовом аспекте они регулируются Законом Республики Казахстан «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». В законе есть статьи, в которых перечисляются основания для отказа в регистрации. Я перечислю лишь несколько, наиболее часто встречающихся на практике. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения:
1) воспроизводящие государственные гербы, флаги и эмблемы. Здесь у наших предпринимателей просто больное место, многие товаропроизводители в своем товарном знаке отображают государственный флаг и его элементы (солнце, парящий орел, герб Республики Казахстан);
2) являющиеся общепринятыми символами и терминами. Это касается таких слов, как «отан», «дастархан», «шанырак», «достык» и других. Также не подлежат регистрации имена героев и названия национальных эпосов; 3) имеющие прямую описательную и (или) ассоциативную связь с товарами или услугами, для обозначения которых они используются. Так, например, нельзя зарегистрировать за собой название продуктов, которые Вы продаете: «Бидай», «Нан» и т. д.;
4) если данная торговая марка, фирменное наименование уже зарегистрированы другим правообладателем и имеют правовую охрану в Республике Казахстан.
– Регистрация товарного знака – процедура бесплатная или платная? Оплата за регистрацию производится один раз или за каждый год отдельно?
– Регистрация товарного знака – это платная процедура. Вся оплата производится до выдачи охранного документа, сюда входят государственные пошлины, совсем недавно они увеличились и на сегодняшний день они составляют около 85 000 тенге. При этом если владелец бизнеса не может самостоятельно сформировать заявку в уполномоченный орган, он прибегает к помощи юристов, патентных поверенных, их услуги составляют от 30 000 до 100 000 тенге по Казахстану.
Соответственно, работы под ключ по регистрации торговой марки составляют по Казахстану в среднем 115000-180000 тенге.
– Как узнать, рассматривая продукт/товар, что товарный знак зарегистрирован?
– Владелец свидетельства на товарный знак может производить рядом со знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R либо словесных обозначений «тауар танбасы», «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что используемое обозначение является зарегистрированным в Республике Казахстан товарным знаком.
Есть еще отдельная процедура, которая называется предварительный поиск. Он осуществляется по государственному реестру товарных знаков. Продолжительность процедуры – до 1 месяца. Процедура позволяет выявить аналогичные товарные знаки, сходные до степени смешения. Таким образом, владелец бизнеса, проводя поиск, выявляет сходные обозначения и вносит коррекцию в свой товарный знак для того, чтобы пройти регистрацию и не получить отказ.
– Галина Анатольевна, благодарю за такую подробную консультацию. Ваша организация может оказать содействие в составлении документов, необходимых для регистрации товарного знака?
– Да, конечно. Наша организация оказывает бесплатные услуги по консультированию. Любой бизнесмен может получить юридическую помощь, позвонив к нам по телефону 8 (7142) 53-15-90, или получить консультацию лично от меня по скайпу kazrossert.kz, также бизнесмены могут задавать вопросы по нашей электронной почте: kazrossert@inbox.ru.
Жанна Батабаева