Разъясните, как вести налоговый и бухгалтерский учет средств пожарной безопасности и расходов по заправке огнетушителей?
Вопрос
Разъясните, как вести налоговый и бухгалтерский учет (с корреспонденцией счетов) средств пожарной безопасности и расходов по заправке огнетушителей? Наше ТОО (СНР для производителей сельхозпродукции) приобрело пожарный щит и огнетушители, а также ежегодно несет расходы по заправке огнетушителей. 1. Являются ли средства пожарной безопасности (пожарные щиты, огнетушители) основными средствами или расходы на их приобретение списывать на административные, общехозяйственные или накладные расходы? 2. Также, как учитывать расходы по заправке огнетушителей, которые производятся ежегодно: сразу списывать на расходы или же по сроку действия зарядки огнетушителя. Например, заправили в июне текущего года, срок действия заряда огнетушителя по июнь следующего года, т.е. нужно в текущем году на вычеты взять только расходы по зарядке за 6 месяцев, а оставшуюся сумму взять на расходы в следующем году? Как вести налоговый и бухгалтерский учет (корреспонденция счетов) средств пожарной безопасности и расходов по заправке огнетушителей?
ОТВЕТ на первую часть вопроса
Анализ ситуации
Ведение бухгалтерского и налогового учета первичных средств пожаротушения зависит от того, какими стандартами финансовой отчетности вы руководствуетесь на предприятии и вашей учетной политики. Как правило, юридические лица в Республике Казахстан осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее – МСФО). Крестьянские и фермерские хозяйства ведут учет в соответствии с Национальным стандартом финансовой отчетности (далее – НСФО), утвержденным приказом Министра финансов РК от 31 января 2013 года № 50.
Наш пример мы разберем в обоих случаях применения разных стандартов.
1. В соответствии с МСФО IAS 16, Основные средства — это материальные активы, которые:
(a) предназначены для использования в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, при сдаче в аренду или в административных целях;
(b) предполагаются к использованию в течение более чем одного отчетного периода.
Пожарные щиты и огнетушители не используются в процессе производства или поставки товаров и предоставления услуг, но, в то же время, используются в течение более чем одного отчетного периода (календарного года).
Согласно пункту 8 МСФО IAS 16 «Основные средства», при признании основных средств, если запасные части и сервисное оборудование можно использовать только в связи с эксплуатацией объекта основных средств, они учитываются как основные средства.
Ответ
Таким образом, по МСФО, первичные средства пожаротушения можно отнести к основным средствам. Единственное, что учитывать их следует отдельным пунктом, как малоценные основные средства, со сроком использования более 12 месяцев.
Корреспонденция счетов:
Дт 2420 – Основные средства – малоценные со сроком пользования более 12 месяцев.
Кт 3310 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
По налоговому учету на вычеты в соответствии с Налоговым Кодексом будут идти амортизационные отчисления, исчисленные с этих средств пожаротушения. Согласно пункту 43 МСФО IAS 16 «Основные средства», каждый компонент объекта основных средств, себестоимость которого составляет значительную величину относительно общей себестоимости объекта, амортизируется отдельно. Предприятие вправе начислять амортизацию отдельно по компонентам объекта, себестоимость которых не является значительной по отношению к себестоимости всего объекта.
Дополнительные пояснения
Учитывая изложенное выше, средства пожаротушения в бухгалтерском и налоговом учете могут быть признаны основными средствами, а можно признать и товарно-материальными ценностями.
Поскольку МСФО IAS 16 «Основные средства» не определяет единицу измерения, которая должна использоваться при признании, т.е., что именно составляет объект основных средств. Таким образом, при использовании критериев признания основного средства применительно к конкретной ситуации, в которой находится предприятие, требуется профессиональное суждение. В некоторых случаях целесообразно объединить отдельные незначительные объекты, например, шаблоны, инструменты и штампы, и использовать критерии применительно к их агрегированной (совокупной) стоимости.
Профессиональное суждение обычно связано с оценкой существенности актива и ожидаемых экономических выгод от его использования и срока использования. В практике обычно такие малоценные активы, как средства пожаротушения, не признаются в качестве основных средств, а приходуются как материальные запасы и списываются на расходы периода.
Но наиболее безопасным для налогоплательщика, с точки зрения дополнительного обложения налогами во время проведения налоговой проверки, видится признание средств пожаротушения как основных средств.
2. Согласно пункту 12 НСФО, Основные средства и нематериальные активы признаются в качестве актива, если:
– существует вероятность того, что будущие экономические выгоды, связанные с активом, поступят субъекту;
– себестоимость актива может быть надежно измерена;
– актив приобретается не для последующей продажи в ходе обычной деятельности.
Кроме того, согласно пункту 13 НСФО, к основным средствам относятся активы, имеющие материально-вещественную форму. Например, недвижимость, транспортные средства, машины и оборудование, животные и многолетние растения, а также иное имущество, определяемое Гражданским кодексом РК, как недвижимое и движимое имущество, которые удерживаются субъектом для использования в производстве или поставки товаров (работ, услуг), для сдачи в аренду другим лицам, или прироста стоимости, или в административных целях, и которые предполагается использовать в течение более чем одного периода.
Ответ
Таким образом, первичные средства пожаротушения согласно НСФО не признаются основными средствами. Здесь лучше оприходовать как товарно-материальные ценности и списать на расходы периода в том же году, когда были приобретены активы.
Корреспонденция счетов:
Дт 1350 – Прочие запасы.
Кт 3310 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
Списание запасов:
Дт 7210, 7470 – Административные или прочие расходы.
Кт 1350 – Прочие запасы.
Но опять же все зависит от профессионального суждения при оценке приобретаемых средств пожаротушения. Можно и отнести на малоценные основные средства, и списывать через амортизационные отчисления.
Выбор одного из методов учета первичных средств пожаротушения за бухгалтером организации. Поэтому ему необходимо в учетной политике предприятия прописать порядок отнесения на расходы первичных средств пожаротушения.
ОТВЕТ на вторую часть вопроса
Чтобы поддерживать огнетушители в исправном состоянии, организации должны периодически их перезаряжать. Расходы на перезарядку огнетушителей для целей бухгалтерского учета включаются в общехозяйственные расходы в том периоде, в котором они были осуществлены.
Корреспонденция счетов:
Дт 7470 – Прочие расходы.
Кт 3310 – Расчеты с поставщиками и подрядчиками.
По налоговому учету суммы расходов на перезарядку огнетушителей признаются в составе прочих расходов в том периоде, к которому они относятся. Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового Кодекса РК, данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически были произведены.
Жанна Батабаева