Предупреждён – значит, вооружён
Правительственная комиссия по земельной реформе завершила свою работу. Теперь в МСХ готовится ряд новых законопроектов на основе результатов деятельности комиссии. Обо всех проектах и предложениях властей в части земельного законодательства читайте ниже.
Мораторий на применение отдельных норм земельного законодательства продлен Указом Президента РК до конца 2021 года. Такой вывод по результатам своей работы сделала Комиссия по земельной реформе. Основная миссия членов Комиссии по земельной реформе – рассмотрение предложений по внесению изменений в действующее земельное законодательство. С продлением моратория работа правительственной комиссии завершилась.
Итак, до конца 2021 года в Казахстане нельзя предоставлять право землепользования иностранцам и иностранным юридическим лицам. Также невозможно предоставление частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения гражданам республики. Все остальные нормы действующего Земельного кодекса РК пока в силе. Почему пока? Потому что отечественный Минсельхоз, в ведение которого был передан Комитет по управлению земельными ресурсами, намерен вносить серьезные поправки и изменения в Земельный кодекс. Проводя заседания, выездные встречи, опросы населения и прочие мероприятия, земельная Комиссия выявила и озвучила несколько важных предложений по реформированию действующего земельного законодательства. Сейчас МСХ РК прорабатывает эти предложения. Основные из них – это:
- Предлагается сохранить институт аренды сельхозземель для физических и юридических лиц РК сроком до 49 лет. При этом посредством законодательных норм:
– усилить контроль за рациональным использованием земель и выполнением землепользователями взятых на себя обязательств путем введения постоянного мониторинга (первые 5 лет аренды ежегодно, в последующие периоды на орошаемой пашне каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет);
– для обеспечения прозрачности конкурсов по предоставлению сельхозземель необходимо включить в состав конкурсной комиссии представителей общественных советов и объединений;
– необходимо разработать правила проведения конкурсов, устанавливающих конкретный порядок действий акиматов по предоставлению сельхозземель;
– разработать и утвердить типовой договор аренды сельхозземель с уточнением и усилением обязанностей землепользователей и их ответственности;
– усилить требования по рациональному использованию сельхозземель.
- Установить предельные (максимальные) нормы размеров сельхозземель, предоставляемых в аренду казахстанцам.
- Ужесточить требования к предоставлению сельхозземель в приграничных территориях, с определением их радиуса от государственной границы, в зависимости от местных условий и особенностей региона.
- Определить площади пастбищ и сенокосов вокруг населенных пунктов для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья и установить запрет на их предоставление в землепользование физическим и юридическим лицам РК. Нужды населения в пастбищных и сенокосных угодьях отнести к государственным нуждам для возможности их принудительного изъятия.
- Принимая во внимание проблемные вопросы предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, предлагается предоставить акиматам возможность выкупа предусмотренных для ИЖС земельных участков под государственные нужды, для чего отнести предоставление земель под ИЖС к государственным нуждам.
Аренда земель остается
Институт аренды земель сельскохозяйственного назначения для физических и юридических лиц РК сроком до 49 лет остается без изменений. Все действующие договоры аренды продолжают иметь юридическую силу на прежних условиях. Но для вновь предоставленных земель и заключенных договоров временного землепользования условия будут иными. В Земельный кодекс внесут ряд поправок: ужесточат правила проведения конкурсов по предоставлению сельхозземель. Внесут в обязательства и в ответственность арендатора-землепользователя все условия правил рационального использования земельных участков. Для чего утвердят новый типовой договор аренды земель сельскохозяйственного назначения. Это для вновь заключаемых договоров аренды. Для действующих землепользователей изменения в договоры аренды вноситься не могут, поскольку закон обратной силы не имеет. Некоторые представители местной исполнительной власти могут воспользоваться нововведениями и начать требовать от землепользователей перезаключения действующих договоров аренды на новые условия типового договора. Такое уже было в нашей практике, и это неправомерные требования.
Предельные размеры сельхозугодий
Предельные нормы земель сельскохозяйственного назначения для одного физического лица и одного юридического лица хотят ввести. Сколько гектаров имеет право возделывать одно казахстанское хозяйство? Вопрос, который не раз возникал в ходе работы Земельной комиссии. Некоторые представители населения страны высказывали недовольство местными латифундистами и тем, что в одних руках сосредоточено много земли. Были этакие революционные мнения: фермеры забрали все земли и «жируют», а местные коренные жители, работая на фермера, ничего не видят.
Сейчас идут дебаты и споры по размерам предоставления земель сельскохозяйственного назначения на одно хозяйство. Кто и как будет устанавливать предельные размеры сельхозугодий на одно хозяйство в пределах одного административного района? Пока это только проекты законодательных норм. Опять же, если данную норму введут, пока не известно, будет ли она касаться лишь вновь предоставляемых земель или всех действующих ныне договоров аренды. Общественные фермерские организации свою точку зрения по данному поводу пока не озвучивали.
Земли населенным пунктам
Для удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья вокруг населенных пунктов определят пастбища и сенокосные угодья. Когда-то земли совхозов и колхозов вокруг населенных пунктов, на которых паслись общественные стада животных, раздали в аренду землепользователям. С тех пор не утихают страсти вокруг этого вопроса. Недовольные отсутствием площадей для выпаса собственного скота селяне обратились в земельную Комиссию.
Сейчас власти твердо намерены четко определить пастбища для скота личных подсобных хозяйств вокруг населенных пунктов. При этом нужды населения в пастбищах и сенокосах МСХ планирует отнести к государственным нуждам для возможности их принудительного изъятия у землепользователей.
В Земельном кодексе РК до сих пор нет определения «личное подсобное хозяйство». Наверняка его введут путем подсчета нормативной численности скота, приходящегося на один двор. Высчитают общее поголовье животных на численность населения каждого поселения. Прикинут, сколько нужно площадей в условном населенном пункте для выпаса имеющегося и будущего скота и для заготовки кормов. Так появится земельная площадь вокруг населенных пунктов, необходимая для нужд населения. Если в населенном пункте возникнет нехватка таких площадей, их будут изымать для государственных нужд в соответствии со статьей 89 Земельного кодекса.
Землепользователям, у которых в населенных пунктах недостает пастбищ для общественных стад, есть над чем задуматься. Они могут лишиться своих земельных участков в пользу нужд населения. Причем не только пастбищных угодий, но и пашни, там ведь никто особо разбирать не будет. Пока это рассматриваемые проекты и предложения. Но поскольку вопрос назрел, то решение его неминуемо.
ИЖС
Основная масса звонков, поступивших в call-центры, и предложений на сайт jerturaly.kz касались земель под индивидуальное жилищное строительство. Население просит комиссию ускорить продвижение очереди на выдачу бесплатных 10 соток земли под строительство домов. В Казахстане более миллиона граждан подали заявления на предоставление участка и ждут своей очереди. Естественно, большая часть заявлений приходится на крупнейшие города Астану и Алматы, в областях заявители распределены неодинаково. Больше желающих получить 10 соток в собственность в окрестностях областных центров в Южном, Западном Казахстане и в Акмолинской области. Меньше заявителей в северных, центральных и восточных регионах.
Очередь на участки под жилье долго продвигается не потому, что нет земель, а потому что участки не подготовлены, не имеют соответствующей инфраструктуры. Ну и коррупционная составляющая не исключена, она тормозит продвижение очереди. Согласно Правилам предоставления прав на земельные участки под ИЖС участки должны быть снабжены необходимыми сетями и коммуникациями. У государства в последнее кризисное время меньше возможностей готовить земельные участки, тянуть инженерные сети, электро-, водо-, газоснабжение. Население же республики требует свои положенные 10 соток земли.
Дабы исключить общественный резонанс в данном вопросе, правительство вынуждено что-то быстро решать. Есть предложение внести в данную часть законодательства серьезные изменения. Начать отдавать гражданам неподготовленные земельные участки, а всю необходимую инфраструктуру заявители обеспечат сами. Кроме того, в тех населенных пунктах, где не хватает земель под ИЖС, могут регламентировать изъятие земель сельскохозяйственного назначения под нужды ИЖС. Неиспользуемые сельскохозяйственные участки будут отдавать под строительство, а кто-то предлагает и используемые земли изымать из сельскохозяйственного оборота. Такое, конечно, не будет происходить в глубинке, но вполне вероятно в окрестностях областных центров, городов и районных центров. Огромные очереди на строительные участки и недовольство людей непредоставлением таких участков порождает новые проекты и предложения.
***
Все вышеперечисленные моменты – это, конечно, только замыслы, планы и варианты. Но сельхозпроизводителям следует готовиться к очередным изменениям в земельном законодательстве. Еще есть время продумывать и вносить свои предложения через общественные организации – Национальную палату предпринимателей «Атамекен», РОО «Союз фермеров».
Гани Ермек
Статья от 24.10.2016 г.
Также читайте:
Землю под бизнес в ЮКО можно получить бесплатно