Казахстанские аграрии запустили флэшмоб против введения утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику. Причиной стали соответствующие планы Правительства, из-за которых и возник конфликт интересов машиностроителей с одной стороны и аграриев – с другой.

Если утрировать позиции сторон, то машиностроители выступают за введение утильсбора для поддержки своей отрасли, без которой сельхозмашиностроения в стране не будет. Аграрии же считают, что сбор повлечёт за собой рост цен на технику, который выльется в подорожание сельхозпродукции. Так ли это, разбирался Informburo.kz.

В чём суть сбора?

Спор возник из-за планов Правительства расширить список товаров, на которые распространяются расширенные обязательства производителей. Это и называется утилизационным сбором, который оплачивают и производители, и импортёры техники продукции.

В Казахстане при введении утильсбора обычно ссылаются на опыт России или Беларуси. Однако такой сбор – это инструмент родом из стран Запада. Там причиной интереса к нему стал экономический кризис, начавшийся в 2008 году. Великобритания, США и Германия решили помочь развитию своей автомобильной промышленности за счёт увеличения объёмов утилизации старых автомобилей. Их владельцам предложили купить взамен старых новые с помощью бонусов.

Кроме того, задолго до этого страны Европы столкнулись с проблемой утилизации старых автомобилей и их комплектующих. Для уменьшения нагрузки на окружающую среду в Европейском союзе приняли несколько нормативных актов, выполняя которые, производители стали выпускать технику, до 95% массы которой можно использовать повторно.

В условиях России и Беларуси утильсбор стал одной из мер защиты своей машиностроительной отрасли. Страны столкнулись с поставками старой техники из Европы, а со временем и с необходимостью поддерживать спрос на продукцию своих производителей.

Запретить ввоз техники по правилам Всемирной торговой организации напрямую нельзя, поэтому было решено ввести утильсбор. В этом случае он является мерой “серой зоны” – инструментом защиты, который напрямую не регулируется соглашениями ВТО.

В России утильсбор для всех автопроизводителей ввели в 2014 году, а в 2016-м его распространили на дорожно-строительную и сельскохозяйственную технику. По задумке авторов нововведение должно было сократить поставки в страну старой техники и простимулировать обновление парка машин.

Полученные от сбора деньги там направляют в федеральный бюджет, а местным производителям компенсируют утилизацию через субсидии. Соответственно, импортёры техники никаких компенсаций не получают.

В Казахстане утильсбор действует с 2016 года и распространяется, помимо прочего, на легковые автомобили и автокомпоненты. Оплачивают его и импортёры, и производители. Размер ставки рассчитывают по специальной таблице.

Работает сбор не на прямую защиту окружающей среды, то есть реализацию конкретных проектов в сфере экологии. Он прежде всего призван создать в стране систему утилизации старой техники, чтобы стимулировать граждан и бизнес обновлять свои парки.

Механизм его работы таков. На произведённую в стране и ввозимую технику накладывается определённая величина утильсбора. Она является, условно говоря, авансовым платежом за будущую утилизацию этой же техники. Полученные в виде утильсбора средства поступают в бюджет, в случае Казахстана – частной компании “Оператор РОП”.

Их она тратит на утилизацию техники, которую граждане сдают сейчас, и выдаёт взамен деньги или сертификаты, которые можно потратить на покупку нового автомобиля отечественного производства. Всего к апрелю 2019 года “Оператор РОП” принял у казахстанцев более 94 тысяч вышедших из эксплуатации автомобилей. Взамен гражданам выплатили около 11 млрд тенге.

Почему машиностроители поддерживают сбор?

Обсуждения утильсбора на сельскохозяйственную технику начались в 2018 году. Тогда было принято решение сбор вводить, но с отсрочкой в год. Теперь, в 2019-м, обсуждение темы возобновилось. Пока окончательное решение по введению сбора не принято. Но базово механизм утильсбора содержит комплекс мер.

С одной стороны, планируют ввести сбор, которой будет облагаться вся новая отечественная и импортная сельхозтехника. Величина его ставки пока неизвестна. По заявлениям ряда аграриев она может доходить до 10-30%, в МИИР назывались цифры не более 7%.

С другой стороны, будет внедряться система сертификатов за сданную на утилизацию старую технику, которые можно использовать для покупки новой. На текущий момент известно, что номинал сертификата за сданную технику может составить от 1,5 до 3 млн тенге. Сегодня при сдаче комбайна просто на металлолом компенсация составляет 300 тысяч тенге, при этом привезти в пункт приёма технику должны сами владельцы.

Как сказано выше, утильсбор на технику будут оплачивать и производители, и импортёры. Но местным производителям будут на его величину компенсированы затраты, которые пошли на зарплату производственного персонала, конструкторские разработки и сервисное обслуживание. То есть фактически ставка утильсбора у них будет 0%.

Компаниям, которые являются просто трейдерами импортной техники, компенсации не будет. Это в теории приведёт к удорожанию импортных комбайнов и тракторов на величину сбора либо компании должны будут снизить свою маржу, а значит, и прибыль.

Министерство индустрии и инфраструктурного развития в качестве одного из аргументов своей позиции указывает на опыт России и Беларуси, где введение утилизационного сбора дало положительные результаты. И теперь эта мера может помочь казахстанскому сельхозмашиностроению.

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития Аманияз Ержанов на пресс-конференции 10 июля заявил, что утильсбор планируют вводить только на вновь произведённую и ввозимую сельхозтехнику. И только ту, что уже производится в Казахстане в достаточном объёме.

“Если мы насытим рынок необходимой техникой, то удорожания цен сельхозпродукции не будет. Эта норма не касается сельхозпродукции и продукции растениеводства”, – сказал Аманияз Ержанов.

Инициатива Правительства, по его словам, позволит за счёт создания новых и расширения действующих производств локализовать модели техники, которые ранее ввозили из-за рубежа, снизить её себестоимость и наладить систему утилизации старой техники. Самим аграриям, считают в МИИР, это позволит обновить свой парк тракторов и комбайнов.

По мнению первого вице-президента “Агромашхолдинга” Динары Шукижановой, казахстанские производители имеют право на поддержку.

“Почему министерство не должно защищать интересы предприятий, которые что-то делают в Казахстане. Да, локализация неглубокая – 30-40%. Но мы спрашиваем у импортёров, а что им мешает разместить предприятия в стране и собирать технику здесь”, – отмечает замглавы “Агромашхолдинга”.

В своём запросе в феврале 2019 года депутат Мажилиса Парламента Кенес Абсатиров указывал, что в 2018-м отечественные предприятия по выпуску сельхозтехники реализовали продукцию на 24 млрд тенге. Импорт такой же техники составил около 100 млрд. Всего же, по данным Центра прикладных исследований “Талап”, ежегодно из страны на покупку импортной техники утекает около 180 млн долларов.

При этом внутри страны сейчас работают несколько производств, выпускающих сельхозтехнику: “Вектор”, “СемАЗ”, “Агромашхолдинг”, “Казахстанская Агро Инновационная корпорация”, “Композит Групп” и “Дон Мар”.

Однако общая доля местных производителей на рынке составляет лишь 32%. При этом с 2014 года производство отечественной сельхозтехники упало на 35%, а продажи – на 60%. Уровень загрузки предприятий критический, говорится в анализе центра “Талап”.

Скриншот из презентации центра прикладных исследований "Талап"
Скриншот из презентации центра прикладных исследований “Талап”

В проведённом Минэнерго анализе регуляторного воздействия по введению утильсбора сообщается, что более 22 тысяч единиц сельхозтехники находится в нерабочем состоянии. Всего же парк тракторов и комбайнов составляет свыше 194 тысяч единиц. Из этого числа у 65% тракторов и 46% комбайнов срок эксплуатации превышает 17 лет.

С помощью введения утильсбора, с одной стороны, и сертификатов за сданную технику – с другой, считают в Правительстве, у аграриев получится обновить свои парки техники.

Какова позиция аграриев?

Позиция самих аграриев по этому вопросу неоднозначная: часть из них выступает категорически против введения утильсбора в любом его виде, другая – поддерживает развитие отечественного машиностроения.

Не согласные с утильсбором аграрии провели пресс-конференцию по теме утильсбора 10 июля почти одновременно с Министерством индустрии. Там они заявили, что, хотя в Казахстане возраст 70% сельхозтехники и превышает 15 лет, она до сих пор работает на полях. Вся техника, отметил генеральный директор Мясного союза Максут Бактибаев, у фермеров стоит на учёте и работает, а вышедшая из строя разбирается на запчасти или сдаётся на металлолом.

“То есть проблем с гниющими в полях комбайнами нет”, – подчеркнул представитель аграриев.

Максут Бактибаев также заметил, что, хотя сбор и позиционируют как меру по защите окружающей среды, он может стать новым налогом для реального сектора экономики. И платить его фермеры не хотят ни по каким ставкам – ни 1%, ни 30%.

Спикер напомнил, что сейчас уровень обновления парка сельхозтехники не превышает 3-5% в год при нормативе в 10%. При удорожании техники из-за введения утильсбора, считает спикер, обновление упадёт до 1%.

В распространённом на брифинге аграриев пресс-релизе говорится, что введение утильсбора на сельхозтехнику однозначно приведёт к её удорожанию до 30%.

Однако часть аграриев поддерживает казахстанских производителей. Финансовый директор хозяйства “Ушаково-Агро” Акмолинской области Руслан Искаков выступает за локализацию производств сельхозтехники в Казахстане и поддерживает идею введения сертификатов за сданную в утиль технику.

“Я вообще за здоровую конкуренцию. Если не будет конкуренции, то не будет и развития. Пожалуйста, пусть вводят утильсбор. Пусть марки John Deere и CLAAS ставят здесь заводы и делают локализацию. Зато будет открытие рабочих мест, будут идти налоги. Я работаю на отечественной технике, комбайнах и тракторах, мы всё успеваем засеивать и убирать”, – говорит Руслан Искаков.

По его словам, отечественная техника позволяет фермерам успешно работать. Схожее мнение выразил и другой аграрий – генеральный директор ТОО “СХП Шарафутдинов и К” Игорь Шарафутдинов.

“За свой стаж я работал на отечественных комбайнах. Импортные – это хорошо, но это дорогое удовольствие. Конечно, не поставишь в один ряд технику John Deere и “Вектор”. Но на сегодня я за ту технику, которая здесь (производится. – Авт.). Он попроще, и голова не болит, когда в неё механизатор садится”, – рассказал собеседник Informburo.kz.

К слову, сейчас в Казахстане идёт работа над созданием новых производств техники немецкой компании CLAAS и Петербургского тракторного завода, который выпускает “Кировцы”. Вопрос утильсбора возникал и здесь. Как стало известно Informburo.kz, при переговорах одним из условий и Петербургского тракторного завода, и CLAAS было среди прочего как раз введение в Казахстане утилизационного сбора.

“После того, как мы заговорили об утильсборе, две компании заговорили о желании разместить свои заводы в Казахстане – это “Кировец” и CLAAS. То есть на текущий момент осталась одна компания, которая не приняла решение по локализации, – это John Deere (американский производитель сельхозтехники. – Авт.)”, – говорит первый вице-президент “Агромашхолдинга” Динара Шукижанова.

Представители John Deere, к слову, заявляли о планах разместить производство и сервисные центры в стране. Говорил об этом в 2015 году директор по региональному развитию компании “Евразия Групп” Тлек Бекбосаров. Последняя, поставщик американской техники на казахстанский рынок, как стало известно Informburo.kz, является одним из оппонентов введения утильсбора в стране.

Отказ от планов по размещению завода, возможно, связан с нестабильностью политики государства, которая меняется с приходом новых министров сельского хозяйства. Непостоянство пугает иностранных инвесторов, которым для открытия предприятий нужно инвестировать десятки миллионов долларов.

Подорожают ли из-за сбора продукты питания?

По словам гендиректора Мясного союза Максута Бектибаева, казахстанские фермеры ежегодно закупают иностранную сельхозтехнику на 150 млрд тенге. При средней ставке утильсбора в 20% сумма сбора составит 30 млрд тенге. Эти затраты, по словам гендиректора Мясного союза, производитель продукции будет вынужден переложить на покупателей.

“Мы “потащим”, но платить за это будете вы (потребители. – Авт.). Мы увеличим свою цену реализации. Вы готовы платить?” – заявили аграрии на пресс-конференции 10 июля.

Однако директор центра прикладных исследований “Талап” Рахим Ошакбаев считает, что на цену сельхозпродукции гораздо сильнее влияет ситуация на внешних рынках, чем стоимость сельхозтехники.

“Если брать растениеводство в Центральном Казахстане, то там основной фактор – это мировая цена, спрос и предложение и товары, а также урожайность. Если урожайный год, то цена низкая. То есть влияние оказывает конъюнктура на внешних рынках”, – подчёркивает экономист.

Стоимость на биржевые товары, например, зерно, определяется, как понятно, торгами на международных биржах, где цены устанавливает баланс спроса и предложения.

С небиржевыми товарами, например, молочными продуктами или яйцами, ситуация несколько иная. Здесь значительное влияние на цены продуктов питания оказывает соседство Казахстана с крупными рынками, например, Россией. Если там подешевеют молочные продукты, то их начнут активно завозить в нашу страну, из-за чего местные производители будут вынуждены снижать свои цены. И наоборот, если в России подорожают какие-то виды продуктов, то казахстанские предприятия начнут их поставки туда, чтобы получить больше прибыли

Возможно, влияют на стоимость сельхозпродукции цены на технику? Давайте проверим на цифрах. В 2018 году всего аграрии потратили на производство своей продукции более 953 млрд тенге. Из них амортизация, куда входит и техника, составила 7,7%. Гораздо большую долю – 62% – составили так называемые материальные затраты, к которым относятся, например, семена, удобрения и топливо. Соответственно, на стоимость продуктов гораздо больше влияет цена на бензин и дизельное топливо, а не сельхозтехника.

При введении утильсбора, по расчётам центра “Талап”, импортные трактора в среднем подорожают на 8,5%, а комбайны – на 10%. Даже если бы вся сельхозтехника в Казахстан ввозилась из-за рубежа, влияние такого роста при доле в 7,7% от всех затрат на производство продукции было бы ограниченным. На самом же деле техника John Deere, например, в общем объёме закупленных в 2018 году казахстанскими аграриями комбайнов составила чуть менее 6%.

Скриншот из презентации центра прикладных исследований "Талап"
Скриншот из презентации центра прикладных исследований “Талап”

Утильсбор смог помочь автомобилестроению?

В Казахстане утильсбор ранее уже внедрили для легковых автомобилей. Его уплачивают и производители, и импортёры техники, а казахстанцам взамен сданных на утилизацию авто выдают сертификаты на покупку новых отечественного производства.

Поэтому эффективность утильсбора можно оценить на примере этой отрасли машиностроения. В союзе предприятий автомобильной отрасли “КазАвтоПром” его влияние оценивают положительно.

“Наряду с расширением модельного ряда казахстанских автопроизводителей и программой льготного кредитования введение утилизационного сбора привело к постепенному росту доли отечественных производителей. Если по итогам 2016 года доля импорта составляла 75%, то в 2018-м она сократилась до 51%”, – говорит директор по стратегическому планированию “КазАвтоПрома” Артур Мискарян.

По его словам, введение программы утилизации старых автомобилей и системы сертификатов также поощряет приобретение казахстанцами новых автомобилей. Их можно использовать при покупке нового авто, также некоторые производители позволяют его использовать в качестве части первого взноса при получении автокредита.

По данным “КазАвтоПрома”, за 2018 год продажи автомобилей отечественной сборки составили 29 931 единицу. При этом для их покупки было использовано 7 874 сертификата, или более 26% от всех проданных машин.

Что дальше?

Сблизить позиции сторон в споре 10 июля пытались на площадке Национальной палаты предпринимателей. На совещании собрались представители всех заинтересованных сторон: машиностроителей, аграриев, Министерства сельского хозяйства, Министерства индустрии и инфраструктурного развития и самой Нацпалаты. Совещание прошло в закрытом режиме.

Гендиректор Мясного союза Максут Бактибаев, который присутствовал на совещании, рассказал Informburo.kz, что машиностроители поняли позицию аграриев.

“Мы сказали, что, если вы хотите, чтобы вашу технику покупали, просто дайте льготные кредиты. Да, мы за поддержку машиностроения, но не за счёт рынка. Конкуренция должна быть, как и поддержка, но за счёт льготного кредитования”, – сказал Максут Бактибаев.

По его словам, окончательное решение прорабатывается. Между тем директор департамента обрабатывающей промышленности НПП Арман Мамбетаев сообщил, что стороны всё же пришли к согласию о необходимости введения утильсбора.

“По итогам обсуждения мы договорились по основным моментам. С учётом обсуждения все согласились, что утильсбор вводится, но только на ту технику, которая у нас сейчас производится, то есть не на всю линейку сельхозтехники. (…) Был вопрос только по ставке (утильсбора. – Авт.)”, – заметил собеседник Informburo.kz.

При этом, по словам Армана Мамбетаева, по поводу сбора есть разные мнения и внутри самих аграриев. Есть те, кто выступает с поддержкой утильсбора, а есть и те, кто задаётся вопросами возможных рисков. Максут Бактибаев выразил мнение, что выразили поддержку сбору аграрии регионов, где “сильные акиматы”.

Также стороны пришли к соглашению, что правила по утильсбору будут носить отлагательный характер. То есть технику, по которой есть соглашения о создании производства, в правила включат, но норма будет действовать с момента выпуска сельхозтехники.

“Мы говорим (импортёрам техники. – Авт.): “Мы даём вам ещё год, чтобы вы приняли решение, вы инвестор или вы импортёр”. То есть сейчас не подорожает ни наша, ни их техника. Мы на текущий момент дали им ещё один год”, – рассказала первый вице-президент “Агромашхолдинга” Динара Шукижанова.

Как стало известно Informburo.kz, по итогам совещания в НПП компромиссным решением стало намерение ввести с 1 ноября 10%-ный утильсбор на технику, которая уже производится в Казахстане.

Стороны декларируют, что всё ещё придерживаются своих позиций. Следующая их встреча может пройти уже в ближайшее время. Informburo.kz будет следить за развитием событий.