Казахстан мог бы стать мировым лидером по сельхозбеспилотникам – студент-изобретатель (ФОТО)
В Алматы активно конструируются и собираются беспилотники разных размеров. На Международном рынке Казахстан мог бы занять сельскохозяйственную нишу по беспилотникам, так как у страны есть все возможности развиваться в данной сфере. Об этом корреспонденту BNews.kz рассказал студент второго курса Международного университета информационных технологий Данил Дроздов, который занимается сборкой беспилотников уже пять лет.
У Даниила Дроздова есть своя команда энтузиастов, которая помогает ему в создании беспилотников. Молодой человек признается, что работа не из легких, но он уверен, что это перспективная ниша для Казахстана.
«Во всем мире беспилотники создаются для разных целей. Например, лучшими в этом деле считается Израиль, который за счет постоянных вооруженных конфликтов на границе обязан часто использовать беспилотники. И данная система хорошо у них финансируется и развивается. Их беспилотники могут поднимать до 100 кг. А вот у Казахстана есть огромные не развитые территории, которые нужно осваивать сельским хозяйством. Наши беспилотники могли бы помочь. Вот во многих странах мира есть комбайны и трактора, которые управляются с помощью навигаторов. И мы могли бы осваивать наши степи за счет них. Например, есть болотистые земли и, не отправляя человека на риск можно было бы все обследовать за счет беспилотника», – считает Данил Дроздов.
Молодой человек считает, что казахстанские инженеры могли бы без совместной работы с какой-либо страной заниматься производством беспилотников, так как, по его мнению, в стране есть хорошие кадры, которые готовы работать над этим в серьез.
«Конечно, хотелось бы, чтобы мы сами создавали беспилотники. Если будет совместное производство, например, России и Казахстана, то это будет не разработка наших инженеров, а все это выльется в то, что Россия привезет к нам готовые чертежи, готовых комплексов и от нас будет требоваться только предоставление места и рабочей силы. Тогда от нас не будет исходить инновации, а хотелось бы конечно, чтобы казахстанские инженеры развивались в этой системе. И мы готовы не отставать от России. Для этого достаточно выделять деньги на развитие. Финансировать эти проекты. На сегодня в основном нас спонсирует университет», – отмечает Дроздов.
В его команде на сегодня насчитывается пять человек. И многие уже давно закончили университеты.
«Наша работа требует много расчетов. Я сам занимаюсь этим около 5 лет, а в команде есть люди, которые занимаются с 2007 года. В один день встал вопрос, что надо, что-то разрабатывать и так как был опыт в данной сфере мы пришли к тому, что надо заниматься разработкой беспилотников. Команда моя не учится в университете IT, только я. Я как менеджер проекта занимаюсь частями чертежей и работаю со станками и наземной частью, ну и привлечением клиентов. В команде также есть пилот, электронщик, механик и программист. Бывает, что мы продаем технику для аэрофото и аэровидео съемок, но это достаточно редко происходит. Спонсоров у нас нет. И работаем пока только с университетом», – рассказывает студент Международного университета информационных технологий Алматы.
Также он отмечает, что цена беспилотника зависит от его размера. В основном 70% стоимости, это труд, который вложил в создание беспилотника инженер. То есть создатель беспилотника может одну и ту же работу сделать по разной цене. Все зависит от того как он оценивает свои время и работу.
«Казахстан способен конкурировать с Россией. Мы способы сбить цену. Цена любого изделия подобного назначения, это не комплектующие детали, а стоимость времени людей, которые они потратили на разработку. Для разработки одного беспилотника уходит от одного года, а на сборку по готовым чертежам одна неделя. У нас у каждого есть свое дело помимо сборки беспилотников, поэтому нам приходится в разных местах заниматься беспилотниками. Например, крылья нельзя делать в чистом офисе, так как это пыльная работа. Электроника также делается в другой точке города, где удобно электрику команды», – говорит Данил Дроздов.
Кроме того, как рассказывает студент, беспилотники могут хорошо помочь в нефтегазовой промышленности, в проведение газопроводов, поиске утечек, аэрофото-видео съемок, сотрудникам ДЧС – для поиска людей и устранения стихийных бедствий.
«Также не всегда спутник может дать такую точность как фото и видеосъемки, поэтому беспилотники пригодны и в картографии. Еще беспилотник можно использовать для доставки посылок в отдаленные районы и области страны. Например, в поселки за городом Усть-Каменогорск зимой не проедешь. Наши беспилотники могут выдерживать по 12 кг, но это тоже весомая посылка, которую можно было бы отправлять в случаи непроезжей дороги», – предлагает Дроздов.
На сегодня молодой команде для работы не хватает большой лаборатории, чтобы в ней был цех для разработки и сборки беспилотников, место для работы над чертежами. И конечно разработчики хотели бы, чтобы она располагалась не далеко от любого аэродрома или открытого места, где можно будет проводить испытания. Также Дроздов считает, что если бы получилось его команду посадить на зарплату, то это уже было бы не увлечение, а работа, что способствовало бы развитию данной сферы.
В планах у команды заключить государственно-частное партнерство, так как, по мнению студента, не все частные компании смогут спонсировать такой проект.
А на сегодня 50% расходных материалов для сборки беспилотника Дроздов приобретает в Китае. Остальные составляющие выплавляет и собирает его команда. В случае, если в Казахстане начнут производить детали для сборки беспилотника, молодой человек думает, что цена не изменится, так как основная стоимость беспилотника – это их труд.
Стоит отметить, что Данила Дроздов родился и вырос в Павлодаре, после 9 класса переехал в Алматы, где и окончил школу. В последний год обучения в родном городе он начал работать над проектами в сфере беспилотной авиации. С 2014 года начал участвовать в различных городских, областных конкурсах и занимать на них первые места. В 2015 году казахстанец стал пятым по итогам всемирного смотра-конкурса научных и инженерных достижений школьников, который ежегодно проходит в США и координируется авторитетной некоммерческой организацией Science Service.
В настоящее время Данила работает над новым проектом, который планирует презентовать в ноябре сначала в узком кругу (в стенах своего университета), а потом – уже и широкой общественности для заключения договора ГЧП.
Также читайте:
senseFly разработала eBee SQ – дрона, который может снять 200 га посевов за один полёт