Мода на здоровье. Как казахстанские фермеры выращивают органическую продукцию для Запада
Спрос в Европе на экологически чистое сельхозсырьё стабилен, а цены высоки, так что органический сектор для отечественных аграриев привлекателен, но для взрывного роста числа его участников нужно решить целый ряд проблем – и организационных, и законодательных.
Порог входа
Площади под органикой в стране не растут с тех пор, как достигли 280 тыс. га. Это порядка 1,5% от обрабатываемой сейчас пашни. Компаний-производителей органики в Казахстане шесть десятков, они экспортируют более 20 видов сельхозпродукции, включающей зерновые, масличные, бобовые культуры. Основной рынок сбыта – Европейский союз.
– Основная причина того, что число участников этого сегмента не растёт – дорогая сертификация, – пояснил Арсен Керимбеков, глава Союза производителей органической продукции Казахстана. – К тому же Казахстан числится в группе стран риска, из-за чего сертификация в 2,5 раза дороже, чем для благополучных, по оценке ЕС, государств. Нами разработан план выхода из этого положения, его реализация займет несколько лет. Кроме того, нам нужен партнер, поисками которого мы сейчас занимаемся, работая с заинтересованными министерствами.
В настоящий момент казахстанским фермерам экономически невыгодно сертифицировать под органику менее 1000 га пашни. Но хозяйств, готовых преодолеть этот порог входа, немного. Ведь им нужно не только выделить такой кусок своих площадей, но и профинансировать их перевод в разряд органических. Снижение стоимости сертификации в 2,5 раза, соответственно, снизит до 400 га и минимум площади, на котором можно заниматься органическим земледелием. Тогда начнётся стремительный рост числа производителей.
– Еще сложнее ситуация на юге страны, – поделился мнением Арсен Керимбеков. – Там можно выращивать органические овощи и фрукты, прибыльность которых в 10 раз выше зерна или масличных. То есть им площадей нужно хотя бы 100 га. Но там нет таких участков, все раздроблено. Поэтому юг сейчас вообще отключён от органического производства. Только в Алматинской области есть хозяйство, экспортирующее органическую сою – и всё. Снижение минимальной площади до 40 га позволит изменить ситуацию и сделать юг локомотивом органического производства.
Европейские тренды
Тем временем с проблемами сталкиваются и хозяйства, уже работающие в секторе производства органики. Один из пионеров этого направления – Дмитрий Пампур, директор ТОО «Диканши». Много лет подряд они выращивают экологически чистое продовольствие в Северо-Казахстанской области. И наблюдают, как меняется рынок. В органическом бизнесе год на год по сбыту не приходится, «выстреливают» разные культуры.
– Для нас самих приоритетом долгое время был органический лён, – рассказал Дмитрий Пампур. – Но в последние два года спрос на него нестабилен. Цена по-прежнему интересна, но на рынке слишком много предложений. Поэтому мы пришли к тому, что культуры надо диверсифицировать.
Подробнее читайте здесь