Мажилис одобрил правила выделения пастбищ

Депутаты мажилиса 12 октября на пленарном заседании одобрили в первом чтении проект закона “О пастбищах” и сопутствующий ему пакет поправок в действующее законодательство, сообщает корреспондент Today.kz.

pastbischa_4343“Сельских жителей, которые составляют более 45 процентов всего населения республики, волнует вопрос неэффективного использования, а также отсутствие результатов и кардинальная нерешенность касательно 187 миллионов гектаров пастбищных земель, являющихся одним из основных направлений развития животноводства страны. В связи с этим вашему вниманию представлен проект закона о пастбищах, разработанный депутатами”, – заявил один из авторов законопроекта, депутат мажилиса Женсенбай Дуйсебаев, выступая на пленарном заседании.

Он пояснил, что в настоящее время “только 43 процента земель принадлежат к используемым пастбищам”. “В среднем на одно поголовье скота приходится не более двух-трех гектаров земли, а в некоторых регионах и того меньше. Согласно норме должно быть не менее пяти гектаров, в результате 27 миллионов гектаров земли подвергаются деградации, и данный объем увеличивается ежегодно”, – отметил мажилисмен.

Основной причиной такой ситуации является то, что 100 миллионов гектаров до сих пор не вовлечены в пастбищеоборот и тем самым не вносят вклад в развитие животноводства. При этом, по словам Женсенбая Дуйсебаева, 70 процентов сельхозживотных “сосредоточены в близлежащих к населенным пунктам землях, и, в-третьих, не полностью решен вопрос обводнения отдаленных пастбищ, неразвиты объекты инфраструктуры, в-четвертых, из-за экономических факторов хозяйства со скотом не имеют возможности выпаса скота в отдаленных и отгонных пастбищах в связи с тем, что большая часть скота приходится на мелкие хозяйства и подворья”.

“Это препятствует повышению уровня животноводческой продукции, с другой стороны – увеличению поголовья скота для сельских производителей продукции. Отсутствие положительного решения ограничивает их возможности (…). Аналогичный закон есть в России, Таджикистане, Туркменистане, но, к сожалению, несмотря на то, что в РК пастбищные земли составляют 70 процентов, или 187 миллионов гектаров, от общего объема земель, у нас нет специального закона о пастбищах. Поэтому это является самым главным из всех методов увеличения поголовья скота и производимой продукции”, – объяснил Дуйсебаев.

В разработанном депутатами законопроекте определены четыре главных направления, которые законодательно закреплены отдельными статьями.

“Для реализации на практике этих направлений определены полномочия правительства, уполномоченного органа, акиматов областей, районов, сельских округов и районного представительного органа маслихата, системы местного самоуправления и введены отдельные нормы. В проекте закона предусмотрены разработка нормативов содержания поголовья скота с учетом климатических особенностей регионов и права утверждения этих нормативов за уполномоченным органов. Районные сельские исполнительные органы совместно с системой местного самоуправления проводят мониторинг по пастбищах каждого района, сельского органа и разрабатывают планы. С помощью планов определяются объем пастбищ, их производительность, количество поголовья выпасаемого скота, объем неиспользованных пастбищ, определяется, на каких земельных участках большое поголовье скота, образуется система регулирования и управления пастбищами. Основной план утверждает районный представительный орган – маслихат, после этого этот план является нормативно-правовым актом”, – объяснил мажилисмен.

Нормами законопроекта предусматривается соглашение об использовании пастбищ, которому посвящается отдельная статья. “В этой статье предусматривается заключение четырехстороннего соглашения с акимом сельского округа, собственниками земучастка, пользователями пастбищ и местными органами самоуправления. Кроме этого, в проекте закона предусмотрены специальные статьи, определяющие объекты пастбищных инфраструктуры и регулирующие рациональное использование отгонных пастбищ. Также отдельной статье определены принципы законодательства РК о пастбищах. Предусматриваются права предоставления пастбищ, права и обязанности пастбищепользователей и нормы об объединении пастбищепользователей” – отметил Дуйсебаев.

Законопроектом определено, что акимы города районного значения, поселка, села, сельского округа будут непосредственно осуществлять разъяснительную работу по проведению мероприятий по рациональному использованию пастбищ; совместно с органами местного самоуправления обеспечивать соблюдение предельно допустимых норм нагрузки на общую площадь пастбищ; размещать на интернет-ресурсах утвержденный план по управлению и использованию пастбищ; для ведения уполномоченным органом качественного мониторинга состояния пастбищ информировать о наличии сбитых и деградированных земель.

“Принятие законопроекта повлечет ряд положительных экологических и экономических последствий, в числе которых создание условий для обеспечения населения качественной дешевой животноводческой продукции, повышение экспортного потенциала мяса, развитие ЛПХ и отгонного животноводства, увеличение поголовья скота, создание кормовой базы, придание импульса развития объектов пастбищной инфраструктуры, создание условий для снижения себестоимости экологически чистой животноводческой продукции. Законопроект предоставит возможность эффективно использовать 187 миллионов гектаров пастбищных земель нашей страны, создаст условия для развития сферы животноводства. Он призван стать стимулирующим фактором для создания кооперативов и существующих хозяйственных субъектов”, – подчеркнул Дуйсебаев.

Пакетом сопутствующих поправок предусматривается внесение изменений и дополнений в шесть законодательных актов, в числе которых три кодекса – Земельный, Лесной и Водный, а также три закона – “О местном государственном управлении и самоуправлении”, “О ветеринарии” и “Об особо охраняемых природных территориях”.

В частности, в целях разработки местными исполнительными органами планов по управлению пастбищами и их использованию обязанности природоохранных и водохозяйственных организаций расширены предоставлением информации акиматам об используемых и неиспользуемых сельскохозяйственных угодьях, пригодных для сенокошения и пастьбы скота.

Одновременно полномочия местных представительных органов дополнены утверждением  планов по управлению пастбищами и их использованию.

Кроме того, вносятся поправки, касающиеся изменения сроков неиспользования пастбищ, по истечении которых возможно их изъятие.

Компетенция местного исполнительного органа области в сфере регулирования земельных отношений дополнена полномочиями по разработке и утверждению планов по развитию и реконструкции объектов пастбищной инфраструктуры, а также по представлению отчетов по использованию пастбищ уполномоченному органу.

Также внесена норма, предусматривающая размещение в средствах массовой информации отчетов акимов по вопросам управления пастбищами и их использования на соответствующих территориях.

Напомним, 15 июня проект Закона “О приостановлении действия некоторых норм Земельного кодекса РК и введения в действие Закона РК от 2 ноября 2015 года “О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс РК” был одобрен депутатами мажилиса.

Основанием для разработки законопроекта послужил Указ Президента РК от 6 мая 2016 года “О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства”.

Также читайте:

Здравствуйте, я по государственной программе 2020 взяла кредит на разведение КРС. Могут ли предоставить мне землю на пастбище местные органы?

Ломкоколосник – пастбищный долгожитель

Пути повышения урожайности сенокосов и пастбищ

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы