Кто будет платить повышенный земельный налог?
С 1 января 2015 года в Налоговом кодексе Республики Казахстан внесено много изменений по налогообложению сельхозпроизводителей. Среди них, согласно статье 387 НК РК, появилось новое условие, что местные представительные органы имеют право повышать ставки земельного налога не более, чем в десять раз на не используемые в соответствии с земельным законодательством РК земли сельскохозяйственного назначения.
Земельное законодательство – это и земельный кодекс, и правила рационального использования земельных участков, и много других нормативно-правовых актов. Следовательно, несоответствие одному из них влечёт повышенный земельный налог на сельскохозяйственные земли.
Последние налоговые изменения должны были заставить казахстанских землепользователей либо начать использовать земли по назначению и в соответствии с действующим законодательством, либо отказаться от них. Или, как выражаются чиновники, сельхозпроизводители должны перестать держать земли «про запас». Как же на сегодня поставлена данная работа в областях нашей республики – читайте ниже.
Демарш внутри Костанайской области
«Первые результаты налоговой реформы мы уже получили, – говорит руководитель ГУ «Управление земельных отношений акимата Костанайской области» Нурлан Абдуов, – землепользователи нашей области начали отказываться и возвращать пастбищные участки». – К примеру, в Наурзумском районе вернули земельные участки общей площадью 50 000 гектаров, и с других районов поступают сведения о меньших площадях. Эти пастбища перейдут в «земли запаса», – добавляет руководитель.
К Нурлану Абдрахмановичу Абдуову корреспонденты нашей газеты часто обращаются за разъяснением сложного земельного законодательства.
Вот и теперь, «А-Инфо» просит господина Абдуова рассказать, как будет происходить процедура выявления земель, согласно 387 статье НК РК:
– Примерную схему действий и её алгоритм мы, совместно со специалистами налоговой службы, территориальных земельных инспекций, уже разработали. Совсем скоро, как только позволят полевые дороги, представители земельной инспекции начнут выезжать на проверки землепользователей. Местные представительные органы районов Костанайской области на прошедших сессиях увеличили ставки земельного налога в 10 раз на неиспользуемых в соответствии с земельным законодательством участках. Теперь местные исполнительные органы (акимы районов, сёл, районные управления земельных отношений) должны подать списки землепользователей, которые не соблюдают земельное законодательство. К этим сельхозпроизводителям поедут на проверки земельные инспекторы, предварительно зарегистрировав проверку в органах правовой статистики.
– Есть ли определённый перечень пунктов, вопросов, по которому будет осуществляться проверка?
– Да, уже давно существует такой проверочный лист, его форма утверждена в соответствии со статьей 15 Закона РК от 6 января 2011 года № 377-IV «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Проверки будут проводиться на предмет соответствия использования земельных участков земельному законодательству.
После выявления несоответствий инспекторы направят информацию в областное управление государственных доходов (это новое название налогового департамента). После чего областное управление перенаправит списки недобросовестных землепользователей в районные налоговые управления. Те, в свою очередь, начнут применять к фермерам повышенные ставки земельного налога.
– А с какого периода инспектор будет считать, что земля не используется по законодательству? То есть, с какого момента будет начислен повышенный налог?
– Наша рабочая группа этот вопрос обсуждала. С момента проведения проверки земля будет считаться не используемой в соответствии с земельным законодательством. Если в 2015 году будет выявлено не соответствующее использование земельного участка, то в 2015 году – будет начислен повышенный земельный налог.
Но тут есть оговорка, что после проверки недобросовестному землепользователю могут дать один год времени на исправление ситуации. Через год, то есть в 2016 году, земельный инспектор проведет контрольную проверку, результаты которой, также направят в налоговый орган.
– Приказ Минсельхоза о предельно допустимых нормах нагрузки на пастбища ещё не вышел, по каким нормативам земельные инспекторы будут проверять пастбищные участки?
– Есть действующие нормативы нагрузки поголовья животных на площадь пастбищ. От областного управления сельского хозяйства мы получили официальное письмо с такими нормами. В нём по каждому району закреплены нормативы поголовья.
«У рабочей группы в процессе обсуждения возник спорный вопрос – имеют ли право, помимо земельных инспекторов, акимы сёл и специалисты районных отделов земельных отношений подавать в налоговый орган списки землепользователей, не использующих участки по земельным законам и актам», – добавляет Н. Абдуов.
– За разъяснением мы обратились в Министерство финансов РК, пока ответа нет, ожидаем. Сейчас только земельные инспекторы имеют полномочия подавать такие сведения по результатам проверок. Но если разрешат и местным исполнительным органам, то круг лиц и органов, имеющих права уведомлять налоговый орган о несоответствии земельному законодательству значительно расширится, – поясняет руководитель управления земельных отношений.
Ситуация в некоторых регионах страны
В Северо-Казахстанской области земельщики ждут окончания посевной кампании. После чего также намерены приступить к объезду сельхозпроизводителей с проверками. По словам руководителя управления земельных отношений Северо-Казахстанской области Есенгельды Карбаева, проверять землепользователей будут также специалисты территориальной земельной инспекции. Схема действий в СКО примерно схожа с той, о которой говорил костанайский коллега Карбаева. Но Есенгельды Шайкенович считает, что правила проведения таких проверок и дальнейшая передача сведений в налоговые управления должны быть утверждены на республиканском уровне. Самостоятельно областные чиновники ещё ничего не разрабатывали и не советовались о совместной работе. Кроме того, депутаты районных маслихатов Северо-Казахстанской области на апрельских сессиях вынесли разные решения о повышении ставки земельного налога на не используемые в соответствии с земельным законодательством РК земли сельскохозяйственного назначения.
– В каких-то районах принято решение о повышении в пять раз налоговой ставки, в других – в 7 или 10 раз, – рассказывает руководитель.
Руководитель ГУ «Управление земельных отношений акимата Восточно- Казахстанской области» Конысбай Толеубеков считает, что повышать налоговые ставки на земли – это прерогатива управления государственных доходов, так же, как и вся предшествующая э тому р абота. В п ланах восточно-казахстанских земельщиков есть проверки землепользователей на предмет использования земельных участков в соответствии с земельным законодательством.
– Но для того, чтобы начать эту работу, сначала должна быть разработана на республиканском уровне методика всех взаимодействий: землепользователь – земельный инспектор – налоговый орган – повышенный налог и полномочия, – говорит Конысбай Койшыбаевич. Это, скорее всего, будут новые Правила или положения, после выработанной схемы действий мы и начнём работать, – добавляет Толеубеков.
Того же мнения придерживается руководитель ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель Акмолинской области» Рустем Тукенов.
– Четкой формулировки взаимодействия, полномочий государственных органов и прочих условий работы в данном направлении нет, – говорит руководитель управления. – Да, в Налоговый кодекс внесли такое условие о повышении земельного налога для недобросовестных землепользователей, но пока нет нормативно-правового акта, в котором однозначно написано кто проверяет, кто подаёт сведения, кто и как должен работать. У каждого государственного органа есть конкретные полномочия и функционал, за рамки которых они не должны выходить. Сейчас мы ждём правила из республиканского комитета, – добавляет Тукенов.
Депутаты районных маслихатов Акмолинской области вынесли решения о повышении ставок земельного налога, они, также как и в Костанайской области, одинаково увеличены в 10 раз. Есть и меморандум о сотрудничестве между управлением земельных отношений, управлением по контролю за использованием и охраной земель и налоговой службой.
– После окончания весеннего сева специалисты управления по контролю за использованием и охраной земель начнут выезжать на проверки землепользователей. А вот дальнейшие действия по передаче информации о выявленных случаях использования земель не в соответствии с земельным законодательством в налоговые органы пока приостановим до утверждения правил и положений, – поясняет Рустем Жумашевич.
Заключение
Правила и методика взаимодействий государственных органов при работе по выявлению земель, не используемых в соответствии с земельным законодательством РК, пока отсутствуют, как быстро они выйдут – пока не известно. Уже точно ясно, что проверок земельными инспекциями сельхозпроизводителям не избежать. Остается открытым вопрос по взаимодействию государственных органов в настоящей ситуации. Также не известно, что подразумевается под формулировкой «не используемые в соответствии с земельным законодательством земли». Как говорилось выше, земельное законодательство нашей республики на сегодня громадное, состоит из разных правил, приказов и прочих нормативно-правовых актов. Если все их учитывать, может оказаться, что и самый добросовестный землепользователь «не использует земли в соответствии с земельным законодательством».
Анна Боложи
Ссылки по теме:
Новый земельный налог – «всё выше, и выше, и выше»
Как посчитать единый земельный налог за 2015 год на участки площадями…