Компетентность лаборантов

Карлыга Кумыкова

статья от 14.12.2015 г.

Постоянный эксперт газеты «АгроИнфо» по качеству зерна, эксперт-аудитор по подтверждению соответствия пищевой и сельскохозяйственной продукции Кар­лыга Кумыкова (на снимке) расскажет о распространенных ошибках в работе лаборантов при определении качественных показателей сельскохозяйственных культур.

– Прошли те времена, когда яровая мягкая пшеница была почти единственной культурой в сельском хозяйстве Северно­го Казахстана. После изменений в сельскохозяйственном произ­водстве, диверсификации рас­тениеводства в регионе нача­ли выращивать подсолнечник, рапс, лен, гречиху, рожь, просо, нут, горох, чечевицу, горчицу, рыжик, сафлор. Хлебоприемные предприятия работают с данны­ми культурами на разных техно­логических линиях во избежание смешивания, но, тем не менее, некоторые из них можно встре­тить в нашей любимой пшенице в виде примесей. Идея написа­ния данной статьи возникла по­сле посещения хлебоприемных предприятий осенью этого года и осмотра, как в производствен­но-технологических лаборатори­ях ХПП и элеваторов разбирают навески пшеницы мягкой, твер­дой и какие допускают ошибки.

Ошибки ПТЛ

Для начала проба из автомо­билей и вагонов с поступающим или отгружаемым зерном долж­на быть очень точно отобрана. В полном соответствии с действую­щими методиками. Точный и пра­вильный отбор проб очень важен всегда (и при работе с зерном внутри элеватора и складов, и при наблюдении за хранящимся). Иначе при неправильном отборе вы зря потратите рабочее время на определение полного анали­за культур. Как бы не уверяли ла­боранты и технологи, что все они сделали верно при поступлении зерна, выходной контроль при отгрузке этих культур (в присут­ствии независимых инспекторов аккредитованных лабораторий) покажет все упущения, недочеты и ошибки отбора проб. Поэтому на входном контроле надо делать все правильно.

Казалось бы, по примесям все просто: согласно ГОСТу 1046-2008 к зерновой примеси относят:

– поврежденные зерна пшени­цы (битые, щуплые, испорчен­ные, давленые, поврежденные вредителями, проросшие, мо­розобойные, зеленые);

– другие зерновые (зерна и семе­на других зерновых, зернобобо­вых, масличных культур и гречихи).

Другие зерновые культуры – вот тут и наступает самое инте­ресное. Была свидетелем, когда культурное просо отнесли к сор­ной примеси, хотя это вовсе не сорная, а зерновая примесь. Почему? Подумали, что это сор­няк, потому что не знают типов проса.

Лаборанты помнят толь­ко о с детства знакомом темно- красном и коричневом окрасе цветковых пленок, характерных для II типа, между тем существу­ют еще I тип с белой и кремовой окраской цветковых пленок, III тип с золотисто-желтой до тем­но- и серовато-желтой.

При сомнениях в отнесении к примесям просо нужно проше­лушить и убедиться в том, что да, это реально культурное про­со. Будьте внимательны! Сорная примесь – один из показателей, по которому ведут взаиморас­четы с сельхозпроизводителями.

Также была свидетелем, ког­да пшеницу яровую III типа бело­зерную отнесли к I типу, выста­вив обесцвеченность III степени. Это не обесцвеченное зерно – это белозерная пшеница нормально­го цвета. Белозерная пшеница встречается на севере Казах­стана, редко, но встречается! По цвету зерна мягкая пшеница бывает краснозерная и белозер­ная. Краснозерные сорта пше­ницы имеют цвет от темно-крас­ного до желтого. Более темные оттенки цвета обычно обуслов­лены наличием в зерне стекло­видного эндосперма. У белозер­ных сортов пшеницы пигмент в оболочках отсутствует, а некото­рая разница в их окраске связа­на с консистенцией эндосперма. Цвет зерна пшеницы – один из показателей, положенных в ос­нову деления пшеницы на типы.

Согласно тому же ГОСТу 1046- 2008 щуплые зерна – целые зер­на, невыполненные, сморщенные, легковесные, деформированные вследствие неблагоприятных ус­ловий развития и созревания, ко­торые проходят через сито с про­долговатыми отверстиями шири­ной 1,7×20 мм (пшеница Triticum aestivum L-мягкая) и 2,0×20 мм (пшеница Triticum durum Desf – твердая). В некоторых лаборато­риях североказахстанских ХПП до сих пор нет сита № 2,0×20 мм, а ведь по этому стандарту Казах­стан работает уже 7 лет.

Перед тем как определить натурный вес, некоторые лаборанты не просеивают наве­ску на сите с отверстиями диа­метром 6 мм, как того требует ГОСТ 10840-64 для выделения крупных примесей, которые мо­гут повлиять на конечный ре­зультат – показатель натуры. А так как не просеивают навеску, соответственно, не могут посчи­тать содержание крупной при­меси в процентном выражении.

Некоторые специалисты ПТЛ на наших элеваторах затрудняются выставлять запахи. Особенно в масличных культурах, так как они имеют специфичный собствен­ный запах. Да и не только в мас­личных. В таких случаях для срав­нения держите образцы с различ­ными запахами, идентифицируйте их, обучайте специалистов. Опре­деление запаха культуры зависит от органов обоняния лаборанта, от его опыта и практики.

Учиться, учиться и учиться

Согласно ГОСТу 10967-90 про­изводственно-технологическая лаборатория может завести свои эталоны по степеням обесцвечен­ности из поступающего нового урожая. Может собрать, насколь­ко возможно, разновидности сор­ной, вредной примесей, зерно­вых, бобовых, масличных культур и учиться, учиться, учиться.

Уборка закончилась, сейчас хлебоприемные предприятия ведут мероприятия по сохран­ности зерна, нагрузка специа­листов несколько уменьшилась. Зима – самое удобное время для проведения обучения. Каждое ХПП может разработать про­грамму обучения лаборантов и технологов, составить графи­ки обучения и проводить заня­тия по обучению своих специалистов. Если руководители ПТЛ и ХПП не в силах сами обучить, то можно пригласить консуль­тантов, специализирующихся на технологии хранения и пере­работки зерна. Там же, в лабо­ратории, легко можно сочетать теоретические знания с прак­тическими занятиями. А в авгу­сте месяце следующего 2016 го­да перед уборкой пройти тради­ционный технический минимум, чтобы освежить память.

Также лабораториям своевре­менно следует актуализировать всю необходимую нормативную документацию, в том числе зако­ны и правила. Некоторые лабо­ратории пользовались Правила­ми ведения количественно-ка­чественного учета зерна от 2005 года, которые неактуальны. Ра­ботать надо по версии 2011 года.

***

Находясь на элеваторах и ХПП, задавала технологам и лаборан­там вопрос – в чем состоит ос­новная задача лаборатории? В ответ начинают перечислять: правильно принять, разместить, подработать, отгрузить зерно. Нет! Уважаемые лаборанты, всем этим занимается производствен­ный участок! Задача производ­ственно-технологической лабо­ратории – правильно провести измерение качественных по­казателей зерна! Поэтому все усилия надо направить на пра­вильное исполнение методик испытаний культуры, а там важ­на каждая мелочь.

 

Карлыга Кумыкова

 

Ссылка по теме:

Качество зерна урожая 2015 года

 

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы