Казахстан: Когда свой овощ дороже привозного
На днях депутат Мажилиса Парламента РК Ирина Аронова проинспектировала, как работает Дорожная карта бизнеса-2020 в Костанайской области.
Она посетила предприятия, получившие финансовую подпитку со стороны государства. Основная цель поездки была выяснить, насколько эффективно используют предприниматели полученные кредиты.
Интересным получился визит в крестьянское хозяйство «Садовод». Это одно из ведущих предприятий области в плане обеспечения выращенными на костанайской же земле овощами и корнеплодами, пишет собкор ИА «Казах-Зерно».
– Программа «ДКБ-2020» очень удобная для нас, и выгодная форма кредитования, – говорит руководитель хозяйства Виктор Симаненко.- Мы на полученный кредит в АО «Сбербанк» на 50 млн тенге модернизировали производство, закупили моечные и упаковочные машины. Было создано дополнительно 25 рабочих мест.
– Главное – не только получить кредит, но и эффективно его использовать, – отметила Ирина Аронова. – С начала этого года сумма кредитов, выданных по области, увеличилась по сравнению с прошлым годом на 10 процентов. По этому показателю область смотрится неплохо в целом по республике. Но в той же Южно-Казахстанской области рост составил почти 50%. Деньги на поддержку предпринимательства есть, и государственные программы неплохие. Другое дело, что механизм реализации этих программ не совсем продуманный. В европейских странах предпринимателям дается время, чтобы раскрутить бизнес в течение 3-5 лет. У нас – уже через месяц люди должны начать рассчитываться. Хотя сам проект и не вышел на проектную мощность. Если предприятие не сможет в течение одного – двух лет выйти на проектную мощность, оно закрывается. Надо дать возможность встать на ноги!
Такого оборудования, как в «Садоводе», нет больше ни в одном крестьянском хозяйстве области. Овощи традиционного ассортимента – морковь, свекла, картофель и капуста, тщательно вымытые и откалиброванные по размеру, фасуются в полиэтиленовые пакеты по 3-5-10 кг и развозятся по супермаркетам города. Новинка пришлась покупателям по вкусу. И не только костанайцам. Продукцию «Садовода» знают в Кокчетаве, Актобе, других городах. А вот в Астане, по словам Симаненко, новинка костанайцев у реализаторов восторга не вызвала. Ее просто проигнорировали.
– Иначе, как ценовым сговором это объяснить не могу, – считает Симаненко. – Они закупают оптом некачественный картофель из Киргизии по 18-20 тенге, делают пятикратную наценку и сбывают его уже по 100 тенге. На костанайской продукции такого «навара» не сделаешь. Учитывая фасовку и транспортные расходы, стоимость того же картофеля значительно выше.
– Вы как депутат можете как-то посодействовать? – обратился он к Ирине Ароновой. И получил исчерпывающий ответ:
– Наша функция – законодательная. Есть национальная Палата предпринимателей. Для чего мы ее открывали? Чтобы они системно отработали все проблемные вопросы. Если их надо решать на законодательном уровне, давайте будем решать. В прошлом году был принят Предпринимательский кодекс. Над ним мы работали целую сессию, были подключены все структуры, занимающиеся бизнесом. Но сейчас выясняется, что не все предусмотрели. Да и сами предприниматели заняли иждивенческую позицию. Надо не просто констатировать проблему, а обращаться с проблемными вопросами в ту же Палату предпринимателей. В конце-концов, зачем вы им тогда платите деньги? Ведь не только на областном уровне их создали, но и в каждом районе созданы филиалы. На мой взгляд, государственная политика поддержки малого и среднего бизнеса выстроена нормально. Но если где- то есть проблемы, с этим надо разбираться. И этим в первую очередь и должны заниматься региональные филиалы и вносить свои предложения. Проблемы есть и их нужно решать совместно и всем вместе. Если где-то законы не срабатывают, надо вносить изменения.
Ссылки по теме:
Для любителей здоровья и вкусно покушать
В инновационной теплице на юге РК собирают первый урожай
КХ «Садовод»: моем овощи техникой, выращиваем фрукты для детей
Принципы органического земледелия, или Как стать органическим фермером?