Казахстан: Инвестсубсидии по-новому (для анализа)
Долгожданные большинством казахстанских аграриев правила инвестиционных субсидий вышли. Оправдают ли они ожидания фермеров?
Приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 1 февраля 2017 года №48 утверждены «Правила субсидирования по возмещению части расходов, понесенных субъектом агропромышленного комплекса, при инвестиционных вложениях» (далее – Правила), которые вступили в действие 8 марта 2017 года. В Правила внесено много изменений по организации приема заявок и работы комиссии по вопросам инвестиционного субсидирования, по приоритетности секторов АПК для субсидирования, по содержанию паспортов инвестиционных проектов. Обо всех изменениях читайте по порядку.
Форма и содержание паспортов
Согласно пункту 4 Правил, инвестиционные субсидии выплачиваются по затратам на строительство модульных конструкций, оборудование и технику, приобретенную или введенную в эксплуатацию в рамках инвестиционного проекта. И согласно пункту 6 Правил, возмещению подлежит часть вложений при строительстве модульных конструкций, приобретении оборудования и/ или техники. В старых правилах вместо модульных конструкций субсидированию подлежали объекты и основные средства. Тут же в 3 пункте Правил дано определение: модульная конструкция – это модульное, быстровозводимое сооружение на основе каркасно-рамочной конструкции, к которой крепятся панели или готовые блок-контейнеры. Теперь при рассмотрении заявки на субсидии будут учитываться материалы, из которых изготовлены сооружения в рамках инвестиционных проектов. В старых правилах было несколько паспортов проектирования животноводческих комплексов, куда включались здания и сооружения для содержания скота, но не уточнялись материалы, из которых они изготовлены. Теперь в Правилах животноводческих проектов намного меньше, и субсидироваться будут лишь модульные конструкции.
Сроки и суммы приема заявок
В соответствии с абзацем 2 пункта 4 Правил, субсидированию подлежат инвестиционные проекты, введенные в эксплуатацию не позднее двух лет до года подачи заявки. Если Правила действуют с марта 2017 года, то субсидироваться будут проекты, введенные в эксплуатацию не ранее января 2015 года. В старых правилах субсидированию подлежали инвестпроекты, начавшие действовать с января 2014 года. В областных управлениях сельского хозяйства накопилось много заявок от фермеров на получение инвестиционных субсидий, которые были одобрены комиссией, но не удовлетворены. Органы местной власти обещали все их погасить, все субсидии выдать, как только выйдут Правила. Сейчас, кстати, идет оплата старых одобренных заявок на субсидирование. Будут ли удовлетворены в их числе заявки на субсидии по проектам, введенным в эксплуатацию до марта 2015 года, неизвестно. Во всяком случае, власти обещали их погасить, а как будет на самом деле – вопрос открытый. В пункте 9 старых правил была сноска: «В случае нехватки средств для выплаты субсидий по одобренным комиссией инвестиционным проектам в текущем финансовом году, решение комиссии является основанием для выплаты субсидий в приоритетном порядке в следующем финансовом году, по очередности согласно дате поступления заявки до начала рассмотрения заявок инвесторов, поданных в следующем финансовом году». А вот в Правилах наступление описанного случая отсутствует. Теперь одобренные заявки не будут переноситься на следующий год из-за нехватки бюджетных средств.
Согласно пункту 16 Правил, заявки на субсидирование аграрии теперь будут подавать в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (областной ЦОН). По слухам, районные ЦОНы и другие органы местной власти не вправе принимать такие заявки. Из числа документов, прилагаемых к заявке, в Правилах исключили проектно-сметную документацию, имеющую положительное заключение экспертизы проектов в соответствии с законодательством РК. Теперь ПСД проекта не нужно предоставлять для получения инвестиционных субсидий. В соответствии с пунктом 22 Правил, по заявкам инвесторов, сумма инвестиционных субсидий по которым составляет 500 (пятьсот) миллионов тенге и более, оператор направляет запрос в Минсельхоз РК для получения согласования. МСХ в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты получения запроса оператора предоставляет письмо об отраслевой целесообразности или нецелесообразности реализации крупного инвестиционного проекта.
Субсидии по займам и лизингам
Остался в Правилах вариант выплаты субсидий на счета финансовых институтов в качестве авансового платежа или иначе, когда инвестиционный проект фермер приобретает в кредит или в лизинг. Но несколько изменился перечень паспортов проектов, по которым возможна оплата банкам и лизинговым организациям по договорам займа/ лизинга. В соответствии с пунктом 35 Правил, исключены из данного перечня создание и расширение объектов для выращивания КРС мясного направления мощностью от 50 коров; овец/коз мощностью от 300 голов маточного поголовья; лошадей/верблюдов мощностью от 100 голов маточного поголовья; молочно- товарной фермы от 50 до 400 коров. Теперь вместо них в Правила включены паспорта: приобретение техники и оборудования для сельскохозяйственных кооперативов; для выращивания сельскохозяйственных животных мясного направления. Остальные инвестиционные проекты в перечне не изменились, их так же можно приобретать в кредит или в лизинг и претендовать на инвестиционные субсидии.
Значимость и приоритет
Изменена в Правилах приоритетность направлений инвестиционного субсидирования. В первую группу приоритетности теперь входят направления субсидирования и инвестиционные проекты, имеющие наиболее значимый потенциал развития для АПК республики: 1) приобретение техники и оборудования для сельскохозяйственных кооперативов; 2) приобретение востребованной сельскохозяйственной техники; 3) приобретение техники и оборудования для инфраструктуры обводнения пастбищ. Ранее в старых правилах в первую группу приоритетности направлений субсидирования входили еще и животноводческие фермы. Теперь значимость этих объектов снижена, и они входят во вторую группу приоритетности. В целом, направления и паспорта субсидируемых инвестиционных проектов в Правилах сохранились с небольшими изменениями, добавлено только два новых направления. Самое первое по приоритетности – «Приобретение техники и оборудования для сельхозкооперативов», что уже не ново: внимание и поддержка для сельскохозяйственных кооперативов возросли по всем направлениям АПК. И самое последнее в перечне приоритетности – «Создание и расширение торгово-логистических объектов». Субсидироваться теперь будут образование и развитие стационарных объектов оптовой и розничной торговли продукцией АПК, то есть помещений рынков и базаров. Нет в паспортах проектов разделения техники и оборудования по странам-изготовителям. Теперь вместо него есть дифференциация размера норматива субсидий по мощности технического средства (лошадиные силы).
***
В таблице 1 частично приведены содержание паспортов проектов и нормативы субсидирования из Правил. Опубликовать в издании всю информацию по паспортам инвестиционного субсидирования нет возможности. В данном выпуске «АгроИнфо» размещаем наиболее актуальные и востребованные паспорта проектов.
Гани Ермек
Статья от 24.04.2017 г.