Зернопереработчики предлагают властям создать штаб по контролю за ввозом российской пшеницы
Союз зерноперереботчиков Казахстана предлагает Минсельхозу выработать методологию контроля и прослеживаемости завоза российского зерна автотранспортом, передают «АПК Новости».
«В последние несколько лет казахстанский рынок зерна и муки страдает из-за нелегального ввоза российской пшеницы. По разным оценкам, так называемый «серый» импорт (контрабанда) зерновой продукции из РФ составляет 1,5-2 млн тонн в год. О влиянии этого фактора на рынок Казахстана и способах борьбы рассказывает президент Союза зернопереработчиков Казахстана Алихан Талгатбек», – сообщает портал «АПК Информ».
По информации, полученной от участников рынка, основным способом контрабанды зерна является перевозка автотранспортом. При пересечении границы пограничным службам оплачивается определенная такса за автомашину за беспрепятственный и неучтенный въезд на территорию РК.
Второй распространенный способ – неучтенный перегруз автомобильного средства. При грузоподъемности автомобиля 20 тонн фактически перевозится до 30-40 тонн зерна.
«В дальнейшем импортеры из Средней Азии и Афганистана при погрузке зерна на приграничной станции в один вагон грузят до 90 тонн зерна вместо положенных 70 тонн, что позволяет мукомолам из Узбекистана и Афганистана на разнице в 20 тонн сэкономить на ж/д тарифе, в т.ч. транзитном по территории Узбекистана, обязательных таможенных пошлинах и налогах и существенно снизить себестоимость произведенной муки по сравнению с казахстанской», – отмечает глава Союза зернопереработчиков.
В прошлом году были зафиксированы факты нестандартного варианта перевозки контрабандного зерна. Так, в период запрета экспорта зерна из РФ, некоторые недобросовестные участники рынка в крытых вагонах по принципу «бутерброда» из России перевозили зерно в мешках, сверху нагруженное мешками с мукой.
Что происходит в дальнейшем с неучтенным контрабандным зерном? Оно приходуется от крестьянских хозяйств и таким образом легализуется.
Помимо всех вышеперечисленных, имеются полулегальные способы, когда зерно импортируется с уплатой НДС и дальше по фиктивным документам как казахстанское экспортируется в страны Средней Азии. При этом не уплачивается повышенный транзитный тариф.
Масштабы нелегального ввоза зерна из России с каждым годом увеличиваются – это стало огромной проблемой и угрожает экономике Казахстана. Союз зерноперереботчиков Казахстана предлагает ужесточить меры государственной политики по сокращению доли теневого оборота зерна.
Так, Министерству сельского хозяйства предлагается выработать методологию контроля и прослеживаемости завоза зерна автотранспортом, в том числе усилить контроль и внести соответствующие изменения в рамках Правил №118 от 18.04.19 «Осуществление государственного контроля и надзора за продукцией агропромышленного комплекса в пунктах контроля на приграничной территории Республики Казахстан с Кыргызской Республикой и Российской Федерацией в пределах автомобильного сообщения».
Действенным методом также станет взвешивание автотранспорта на пограничных пунктах перехода.
Для оперативного отслеживания необходимо создать совместный межведомственный штаб (с участием КГД, КНБ, КГИ в АПК, КВКН, КТК) по контролю за ввозом российской пшеницы и других продовольственных товаров на территории Абайской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской областей.
Также требуется принять превентивные меры по пресечению ввоза нелегального зерна на границах Актюбинской и Западно-Казахстанской областей с РФ.
Помимо явных методов борьбы, нужно применять и психологические. Переработчики предлагают заинтересованным государственным органам через СМИ сообщать обо всех выявленных фактах незаконного ввоза зерна с указанием меры наказания. Это позволит изменить сознание участников зернового рынка и подтолкнуть к стремлению приобретать зерно у добросовестных поставщиков, считают мукомолы.