Законопроект по земельной реформе планируют направить в Мажилис
Минсельхоз опубликовал Законопроект с изменениями и дополнениями в действующее земельное законодательство, утвержденными Комиссией по Земельной реформе. Попунктные правки в статьи земельных НПА проанализировал корреспондент ИА «АгроИнфо».
На прошлой неделе Глава Государства подписал Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам земельных отношений». Основной текст этого Закона регламентирует запрет на предоставление земель сельскохозяйственного назначения иностранцам, иностранным юридическим лицам, компаниям с иностранным участием. Это уже действующий законодательный акт.
На официальном портале «Открытые НПА» МСХ РК 7 мая текущего года представил Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений». Проект Закона намерены вынести на рассмотрение Мажилиса Парламента Республики Казахстан. До этого нормативно-правовой акт более трех недель будет находится во всеобще открытом доступе на сайте «Открытые НПА» для обсуждения новых норм. Напомним, проект не имеет юридической силы и не введен в законодательное действие.
Концепцию по данному Законопроекту издание «А-Инфо» уже публиковало на основе информации Минсельхоза. Основные изменения и дополнения приведём вновь для сельхозпроизводителей страны.
Само Министерство сельского хозяйство РК должно будет разработать и утвердить 12 различных методик проведения всевозможных работ, карт, изысканий, обследований, мониторинга и прочих действий (пп. 4 пункта 1 статьи 14 предлагаемой редакции ЗК РК).
Введение нового территориального органа от МСХ РК во всех регионах, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, предстоит сообществу АПК страны. Либо это будет старая земельная инспекция с наделением новых полномочий. К компетенции территориального органа по управлению земельными ресурсами относятся: осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; выдача предписаний об устранении нарушений требований земельного законодательства; рассмотрение дел об административных правонарушениях в области земельного законодательства; выявление и изъятие в государственную собственность земель, не используемых либо используемых с нарушением законодательства Республики Казахстан; приостановление строительства, разработки, эксплуатации объектов, геологоразведочных и других работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства. Введены дополнительные полномочия в рамках контроля за использованием и охраной земель: контроль за законностью принятых решений уполномоченных органов областей, городов по обращениям физических и юридических лиц; правильностью ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель. Эти изменения внесены в пункт 3 статьи 14, подпункт 36-1 статьи 12, пункт 2 статьи 147 предлагаемой Законопроектом редакции Земельного кодекса Республики Казахстан (далее – ЗК РК).
Пункт 1 статьи 24 ЗК РК дополнен абзацем: при заключении брака (супружества) гражданами Республики Казахстан с иностранцами или лицами без гражданства право собственности или землепользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения подлежат отчуждению согласно нормам статьи 66 ЗК РК. Если действующие землепользователи вступят в брак с иностранцами, то в течение трех месяцев с этого момента у них изымут право землепользования.
Не предоставляются в частную собственность и землепользование граждан и негосударственных юридических лиц земельные участки, занятые пастбищными угодьями, расположенными на территориях, указанных в Плане по управлению пастбищами и их использованию, используются только для нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья. Удовлетворение нужд населения в пастбищных угодьях, расположенных на территориях, указанных в Плане по управлению пастбищами и их использованию, для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, является государственными нуждами и принудительно изымаются из землепользования, как и прежде. Но, ранее понятие пастбищных угодий звучало в земельном законодательстве более абстрактно. Сейчас в предлагаемой редакции ЗК РК пастбищные угодья конкретизированы дополнением – расположенными на территориях, указанных в Плане по управлению пастбищами и их использованию (пункт 3 статьи 26, подпункт 4-1) пункта 2 статьи 84 предлагаемой редакции ЗК РК).
Еще более детализированный регламент о пастбищах Законопроект предлагает внести в Закон Республики Казахстан «О пастбищах». Например, пункт 2 статьи 13 Закона о пастбищах предлагается дополнить подпунктом 9) следующего содержания: План по управлению пастбищами и их использованию должен содержать «карту с обозначением внешних границ и площадей пастбищ, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья в зависимости от местных условий и особенностей». Пункт 1 статьи 15 предлагается изложить в следующей редакции: «Пастбища, расположенные на территориях, указанных в Плане по управлению пастбищами и их использованию, предоставляются для удовлетворения нужд местного населения по содержанию маточного (дойного) поголовья сельскохозяйственных животных». В действующем Законе о пастбищах этот пункт звучит более размыто: «Пастбища, расположенные в пределах территории поселков и сельских населенных пунктов, находящиеся в государственной собственности, предоставляются для удовлетворения нужд местного населения по содержанию маточного (дойного) поголовья сельскохозяйственных животных».
Законодатели предлагают конкретные пастбищные угодья, оговоренные в Планах по управлению пастбищами, обозначить на карте, чтобы потом изымать их для государственных нужд, и удовлетворить, наконец, потребности ЛПХ в пастбищах.
Новый подпункт 5 пункта 1 статьи 33 предлагает не требовать выкуп права временного возмездного землепользования (аренды) при отчуждении и передаче права землепользования на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением передачи во вторичное землепользование (субаренду). Отчуждение и передача права землепользования осуществляется по истечении пятилетнего срока аренды при условии уведомления уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения по месту нахождения земельного участка, если иное не установлено настоящим Кодексом. Уведомление направляется в течение трех рабочих дней после совершения сделки в письменной форме с указанием номера и даты договора сделки. Какое-то отчуждение все же вывели из действия моратория, а что именно и конкретно включает в себя эта процедура – пока неясно.
Пункт 5 статьи 37 ЗК РК предлагается дополнить подпунктами 6 и 7, речь идет о том, что право временного возмездного землепользования (аренды) предоставляется: 6) для целей лесоразведения гражданам Республики Казахстан и негосударственным юридическим лицам Республики Казахстан без иностранного участия на срок до сорока девяти лет, 7) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательными актами Республики Казахстан. В действующем ЗК никаких иных случаев предоставления права землепользования не допускалось.
В порядок предоставления права землепользования также предлагается внести ряд дополнений. Так местные исполнительные органы обязаны размещать информацию по свободным земельным участкам, и планируемым торгам (аукционам), на интернет-ресурсе (включая специализированные геоинформационные порталы) и специальных информационных стендах в местах, доступных для населения, с периодичностью обновления данных ежеквартально (п 1-1 статьи 43 предлагаемой редакции).
Далее рабочий орган земельной комиссии обязан размещать копии протокольных решений земельной комиссии на интернет-ресурсе соответствующего уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения ежемесячно.
Перечень земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, формируется уполномоченным органом района, города областного значения с учетом ранее поступивших заявок на предоставление таких земельных участков (фразу предлагается дополнить в пункт 2 статьи 43-1) и согласовывается с общественными советами, негосударственными организациями в области агропромышленного комплекса, Национальной палатой предпринимателей Республики Казахстан и органами местного самоуправления.
Дополнительный пункт 2-1 статьи 43-1 ЗК РК предлагается ввести о Предельных размерах земельных участков, выставляемых на конкурс, определяемых совместными решениями представительных и исполнительных органов районов, городов областного значения, акимов города районного значения, поселка, села, сельских округов в зависимости от особенностей местности. В действующем кодексе этого пункта о предельных размерах участков нет.
Также предлагается ввести в ЗК РК дополнительный критерий при определении победителя конкурса по предоставлению сельхозучастка. Пункт 14 статьи 43 ЗК РК предлагается дополнить абзацем: лица, проживающие в данном районе, городе, селе, поселке не менее 5 лет пользуются преимущественным правом получения земельного участка путем присвоения дополнительных баллов к их конкурсным предложениям. Земельная комиссия оценивает, сопоставляет конкурсные предложения и определяет выигравшую конкурсную заявку.
Наконец-то законодатели планируют разрешить построить жилой дом на земельных участках, предоставленных физическим и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, и полевых наделах личного подсобного хозяйства (пункт 3 статьи 97 ЗК РК). В действующем ЗК РК не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, на земельных участках сельскохозяйственного назначения. Теперь добавят фразу – за исключением строительства индивидуальных жилых домов (без права регистрации (прописки) на нем). При этом под строительство жилых домов, животноводческих комплексов, временных строений и хозяйственно-бытовых построек для сезонных работ и отгонного животноводства на землях сельскохозяйственного назначения не могут использоваться ценные сельскохозяйственные угодья, к которым относятся все виды орошаемых сельскохозяйственных угодий, пашня, залежь и земли, занятые многолетними насаждениями.
Рассматриваемый законопроект предлагает внести в статью 79 ЗК РК дополнительный пункт 3-1 залог земельного участка, сформированного за счет условных земельных долей, допускается только с согласия обладателей таких долей. Такое согласование обеспечивается потенциальным залогодателем самостоятельно. В случае отсутствия такого согласования передача в залог не допускается.
Пункт 5 статьи 79 ЗК РК предлагается дополнить абзацем– для залога земельного участка или права землепользования физические и юридические лица представляют потенциальному залогодержателю письменное согласие обладателей условных земельных долей земельных участков, сформированных за счет условных земельных долей, удостоверенное в нотариальном порядке.
Также предлагается убрать из полномочий земельной комиссии изменение целевого назначения земельного участка. Кто теперь будет это определять – пока не выяснено. Предлагается запретить изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для садоводства и дачного строительства, за исключением случаев расширения земель населенных пунктов в соответствии с генеральными планами (пп 12-1 статьи 12, пункт 3-2 статьи 97 предлагаемой редакции ЗК РК).
Предполагается внести и иные изменения и дополнения в действующее земельное законодательство, все они оговорены в концепции по Законопроекту и уже были опубликованы на ресурсе «А-Инфо».
Гани Ермек