Заинтересована ли Япония в казахстанской конине?
Коммерческий директор Meat Processing and Service Сергей Лимберг рассказал о поставке пробной партии и интересе с японской стороны
В декабре 2020 года казахстанская конина впервые вышла на рынок Японии. Как отмечают в компании Meat Processing and Service, на новый для себя рынок пробную партию поставили бесплатно. О требованиях к экспортерам, сложностях логистики в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz рассказал коммерческий директор Meat Processing and Service Сергей Лимберг.
– В мае 2019 года министерство сельского хозяйства РК и уполномоченные органы Японии согласовали поставку казахстанской конины. По данным министерства, официально экспортировать можно было с 25 мая 2020 года. Когда вы начали выходить на рынок Японии?
– Наше сотрудничество с Японией началось после того, как мы подали заявку в Минсельхоз РК о включении нас в реестр экспортеров конины. Первый контракт на поставку этого мяса в Страну восходящего солнца мы заключили в ноябре 2020 года. Но экспортировали мясо позже, в декабре прошлого года. Это был наш первый опыт по выведению на внешние рынки именно конины, так как наше предприятие сконцентрировано на производстве говядины и баранины. Объем пробной партии, которую удалось вывести на экспорт, составил 305 килограмм.
– Каким требованиям нужно было соответствовать, чтобы попасть в реестр экспортеров?
– Нам необходимо было пройти аккредитацию для включения компании в реестр экспортеров Японии. К процессу производства конины на экспорт, как и любой мясной продукции, предъявляются определенные требования и стандарты. Необходимо, чтобы мясная продукция соответствовала санитарно-ветеринарным нормам Казахстана и страны импортера. Одно из требований, которое к нам предъявлялось, мясо должно было пройти полный производственный цикл: забой, охлаждение, обвалку, вакумацию, упаковку. При этом продукция должна соответствовать стандартам ХАССП – международной системы стандартов пищевой безопасности продукта.
При аккредитации мы предоставили полную информацию по опыту работы, нашим экспортным контрактам: в какие страны мы поставляем мясную продукцию, говядину и баранину, с какими компаниями сотрудничаем, в каком объеме экспортировали мясо.
– Как долго у вас длилась подготовка к экспорту конины в Японии?
– Этот процесс у нас занял два месяца.
– Вы стали экспортировать мясо в период пандемии. С какими сложностями столкнулись? Были ли задержки с поставкой конины?
– Да, задержки были связаны именно с пандемией. Мы должны были поставить конину из Алматы в Токио транзитом через Стамбул. Мясо должно было прибыть в Токио в течение 1,5 суток, но из-за эпидемии COVID-19 в Стамбуле наша продукция задержалась на СВХ-терминале в холодильниках почти на семь дней. В итоге конина транспортировалась в течение восьми суток. Но, несмотря на задержку поставок, качество конины понравилось покупателям.
– Как вы считаете, почему Японию заинтересовала казахстанская конина?
– В мире не так много поставщиков, которые могли бы экспортировать качественную конину. Например, такое мясо могут поставлять Аргентина, Канада и другие страны. Качество конины made in Kazakhstan, предполагаю, не хуже. Но наша конина может отличаться от аргентинской по вкусовым характеристикам.
– Были ли у японской стороны какие-то предпочтения по сорту, качеству конины?
– Недавно была конференция по АПК, в которой также участвовали предприниматели, аграрии из Японии, Казахстана и других стран. После этой конференции к нам стали поступать запросы на поставки в Японию конины «премиум-класса». Мы пока не можем сказать, готовы ли мы экспортировать мясо такого качества, так как изучаем, что они подразумевают под термином «премиум».
Мы поставляли японцам конину в охлажденном вакуумированном виде. С японской стороны был запрос именно на мясо без костей.
– Был ли у вас запрос на поставку казы в Японию?
– Нет, со стороны японских импортеров не было запроса на поставку продукции из полуфабрикатов. Насколько мне известно, из конины японцы готовят национальные блюда, в кулинарии используется охлажденное мясо конины, мясо конины в Японии считается деликатесом. За высокие вкусовые качества особо ценится мясо, срезанное с ребер. Из конины готовят суши, мясные нарезки сашими.
– По какой цене вы реализовали конину? Она выше той, по которой такое мясо продается на рынке Японии?
– У нас была пробная поставка конины в эту страну. Ее организацией занималась логистическая компания, она и понесла все затраты, связанные с авиаперевозкой.
Мы произвели и реализовали пробную партию мяса в Японию бесплатно. Логистическая компания, к которой мы обратились, реализовала конину по 4,3 доллара (1795 тенге) – это очень низкий ценник. Ведь в прошлом году мы хотели именно прощупать рынок Японии, выстроить контакты, а если получится, подписать контракты и наладить стабильный экспорт.
По нашим данным, оптовая цена, по которой в Японии готовы покупать конину из Казахстана, составляет около 9 долларов за килограмм. По моей информации, там розничная цена на такую продукцию составляет в среднем 16 долларов за килограмм – это включая маржу и другие затраты ретейлера.
– Наладили ли вы сотрудничество с другими странами по экспорту конины?
– После конференции АПК, о которой я упоминал ранее, к нам обратились 4 японских компании, которые заинтересовались нашей продукцией из конины. Предприниматели Японии отправляли запросы, чтобы узнать, можем ли мы производить и поставлять около 52 тонн конины в неделю. Наше предприятие может производить конину в таком объеме, если к нам поступит заказ со стороны японских предпринимателей. Мы можем приобретать сырье в виде живого поголовья лошадей у крестьянских хозяйств и начать производство по техническим заданиям.
Если же основываться на нашем опыте работы с авиаперевозчиками, борт в Стамбул может принимать около 1,5 тонн мяса в сутки. Получается, что если к нам поступит заказ на поставку 52 тонн конины в неделю, то могут возникнуть проблемы с логистикой.
Также у нас были запросы на поставку конины в Россию, в Казань. Но поставок в Россию пока не было произведено. Предполагаю, что если поступит заказ от покупателей из Казани, то предпочтение будет отдано продукции «халяль». Также в конине из Казахстана заинтересованы и другие страны, в которых существует культура потребления этого продукта.
Мы пока не имеем контрактов на поставку продукции из конины с какими-то из этих стран. Но думаем, что это перспективное экспортное направление для нашей компании и Казахстана в целом. Наша компания также пока не достигла предварительных договоренностей по цене реализации с этими странами.
В настоящее время стоимость конины нестабильна, как и на говядину и баранину. Цена преимущественно зависит от стоимости корма, который постепенно дорожает. В прошлом году цена на овес выросла в среднем на 15-20%. Поэтому сложно заключать какие-то долгосрочные контракты по экспорту мяса.
– В каком объеме экспорт конины в Японию был бы рентабельным для вас?
– Хорошей рентабельности можно ожидать, если объем поставок конины в Японию составит не менее 5-6 тонн в неделю.
Kapital.kz выяснил, в какие страны Казахстан экспортирует конину
По данным Бюро национальной статистики и Комитета государственных доходов, в 2018 году экспорт конины осуществлялся только в Россию. По итогам 2019 года экспорт этого мяса не осуществлялся. В 2020 году было вывезено на внешние рынки 41,8 тонн конины на сумму 126,7 тыс. долларов.
В прошлом году основным потребителем конины из Казахстана стала Россия – на нее пришлось 98,6% от объема экспорта этого мяса. В эту страну было вывезено 41,4 тонны конины на сумму 124,9 тыс. долларов. На второй строчке – Япония. В эту страну было экспортировано 305 килограмм конины на 1,3 тыс. долларов. Замыкает тройку Испания, куда из нашей республики было экспортировано 100 килограмм этого мяса на 500 долларов.