Заинтересована ли Япония в казахстанской конине?

Коммерческий директор Meat Processing and Service Сергей Лимберг рассказал о поставке пробной партии и интересе с японской стороны

Иллюстративное фото: из открытых источников

В декабре 2020 года казахстанская конина впервые вышла на рынок Японии. Как отмечают в компании Meat Processing and Service, на новый для себя рынок пробную партию поставили бесплатно. О требованиях к экспортерам, сложностях логистики в беседе с корреспондентом центра деловой информации Kapital.kz рассказал коммерческий директор Meat Processing and Service Сергей Лимберг.

–  В мае 2019 года министерство сельского хозяйства РК и уполномоченные органы Японии согласовали поставку казахстанской конины. По данным министерства, официально экспортировать можно было с 25 мая 2020 года. Когда вы начали выходить на рынок Японии?  

– Наше сотрудничество с Японией началось после того, как мы подали заявку в Минсельхоз РК о включении нас в реестр экспортеров конины. Первый контракт на поставку этого мяса в Страну восходящего солнца мы заключили в ноябре 2020 года. Но экспортировали мясо позже, в декабре прошлого года. Это был наш первый опыт по выведению на внешние рынки именно конины, так как наше предприятие сконцентрировано на производстве говядины и баранины. Объем пробной партии, которую удалось вывести на экспорт, составил 305 килограмм.

– Каким требованиям нужно было соответствовать, чтобы попасть в реестр экспортеров?

– Нам необходимо было пройти аккредитацию для включения компании в реестр экспортеров Японии. К процессу производства конины на экспорт, как и любой мясной продукции, предъявляются определенные требования и стандарты. Необходимо, чтобы мясная продукция соответствовала санитарно-ветеринарным нормам Казахстана и страны импортера. Одно из требований, которое к нам предъявлялось, мясо должно было пройти полный производственный цикл: забой, охлаждение, обвалку, вакумацию, упаковку. При этом продукция должна соответствовать стандартам ХАССП – международной системы стандартов пищевой безопасности продукта.

При аккредитации мы предоставили полную информацию по опыту работы, нашим экспортным контрактам: в какие страны мы поставляем мясную продукцию, говядину и баранину, с какими компаниями сотрудничаем, в каком объеме экспортировали мясо.

– Как долго у вас длилась подготовка к экспорту конины в Японии?

– Этот процесс у нас занял два месяца.  

– Вы стали экспортировать мясо в период пандемии. С какими сложностями столкнулись? Были ли задержки с поставкой конины?

– Да, задержки были связаны именно с пандемией. Мы должны были поставить конину из Алматы в Токио транзитом через Стамбул. Мясо должно было прибыть в Токио в течение 1,5 суток, но из-за эпидемии COVID-19 в Стамбуле наша продукция задержалась на СВХ-терминале в холодильниках почти на семь дней. В итоге конина транспортировалась в течение восьми суток. Но, несмотря на задержку поставок, качество конины понравилось покупателям.

– Как вы считаете, почему Японию заинтересовала казахстанская конина?

– В мире не так много поставщиков, которые могли бы экспортировать качественную конину. Например, такое мясо могут поставлять Аргентина, Канада и другие страны. Качество конины made in Kazakhstan, предполагаю, не хуже. Но наша конина может отличаться от аргентинской по вкусовым характеристикам.

– Были ли у японской стороны какие-то предпочтения по сорту, качеству конины?

– Недавно была конференция по АПК, в которой также участвовали предприниматели, аграрии из Японии, Казахстана и других стран. После этой конференции к нам стали поступать запросы на поставки в Японию конины «премиум-класса». Мы пока не можем сказать, готовы ли мы экспортировать мясо такого качества, так как изучаем, что они подразумевают под термином «премиум».

Мы поставляли японцам конину в охлажденном вакуумированном виде. С японской стороны был запрос именно на мясо без костей.  

– Был ли у вас запрос на поставку казы в Японию?

– Нет, со стороны японских импортеров не было запроса  на поставку продукции из полуфабрикатов. Насколько мне известно, из конины японцы готовят национальные блюда, в кулинарии используется охлажденное мясо конины, мясо конины в Японии считается деликатесом. За высокие вкусовые качества особо ценится мясо, срезанное с ребер. Из конины готовят суши, мясные нарезки сашими.

– По какой цене вы реализовали конину? Она выше той, по которой такое мясо продается на рынке Японии?

– У нас была пробная поставка конины в эту страну. Ее организацией занималась логистическая компания, она и понесла все затраты, связанные с авиаперевозкой.

Мы произвели и реализовали пробную партию мяса в Японию бесплатно. Логистическая компания, к которой мы обратились, реализовала конину по 4,3 доллара (1795 тенге) – это очень низкий ценник. Ведь в прошлом году мы хотели именно прощупать рынок Японии, выстроить контакты, а если получится, подписать контракты и наладить стабильный экспорт.

По нашим данным, оптовая цена, по которой в Японии готовы покупать конину из Казахстана,  составляет около 9 долларов за килограмм. По моей информации, там розничная цена на такую продукцию составляет в среднем 16 долларов за килограмм – это включая маржу и другие затраты ретейлера.

– Наладили ли вы сотрудничество с другими странами по экспорту конины?

– После конференции АПК, о которой я упоминал ранее, к нам обратились 4 японских компании, которые заинтересовались нашей продукцией из конины. Предприниматели Японии отправляли запросы, чтобы узнать, можем ли мы производить и поставлять около 52 тонн конины в неделю. Наше предприятие может производить конину в таком объеме, если к нам поступит заказ со стороны японских предпринимателей. Мы можем приобретать сырье в виде живого поголовья лошадей у крестьянских хозяйств и начать производство по техническим заданиям.  

Если же основываться на нашем опыте работы с авиаперевозчиками, борт в Стамбул может принимать около 1,5 тонн мяса в сутки. Получается, что если к нам поступит заказ на поставку 52 тонн конины в неделю, то могут возникнуть проблемы с логистикой.

Также у нас были запросы на поставку конины в Россию, в Казань. Но поставок в Россию пока не было произведено. Предполагаю, что если поступит заказ от покупателей из Казани, то предпочтение будет отдано продукции «халяль». Также в конине из Казахстана заинтересованы и другие страны, в которых существует  культура  потребления этого продукта.  

Мы пока не имеем контрактов на поставку продукции из конины с какими-то из этих стран. Но думаем, что это перспективное экспортное направление для нашей компании и Казахстана в целом. Наша компания также пока не достигла предварительных договоренностей по цене реализации с этими странами.

В настоящее время стоимость конины нестабильна, как и на говядину и баранину. Цена  преимущественно зависит от стоимости корма, который постепенно дорожает. В прошлом году цена на овес выросла в среднем на 15-20%. Поэтому сложно заключать какие-то долгосрочные контракты по экспорту мяса.

– В каком объеме экспорт конины в Японию был бы рентабельным для вас?

– Хорошей рентабельности можно ожидать, если  объем поставок конины в Японию составит не менее 5-6 тонн в неделю.  

Kapital.kz выяснил, в какие страны Казахстан экспортирует конину

По данным Бюро национальной статистики и Комитета государственных доходов, в 2018 году экспорт конины осуществлялся только в Россию. По итогам 2019 года экспорт этого мяса не осуществлялся. В 2020 году было вывезено на внешние рынки 41,8 тонн конины на сумму 126,7  тыс. долларов.

В прошлом году основным потребителем конины из Казахстана стала Россия – на нее пришлось 98,6% от объема экспорта этого мяса. В эту страну было вывезено 41,4 тонны конины на сумму 124,9 тыс. долларов. На второй строчке – Япония. В эту страну было экспортировано 305 килограмм конины на 1,3 тыс. долларов. Замыкает тройку Испания, куда из нашей республики было экспортировано 100 килограмм этого мяса на 500 долларов.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы