Вправе ли аким района проверять технику КХ?

Вопрос

Здравствуйте, уважаемая редакция! В апреле прошлого года на территорию нашего КХ приезжал аким района со своей командой и требовал завести сельхозтехнику, т.е. трактора. На вопрос: по какому праву и для чего мы должны это сделать, аким отвечает, что таким образом он проверяет работу своего отдела технадзора по готовности техники к полевым работам, на что ему было отказано. Вопрос: имеет ли право аким района на такие требования и действия? Сейчас на протяжении всего времени и в период ЧП он устраивает в отношении нас различные препятствия в работе.

Иллюстративный коллаж: АгроИнфо / Фото: из открытых источников

Ответ

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – ПК РК) регулирующими государственными органами являются:

1) государственные органы, осуществляющие руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в которой осуществляется государственный контроль и надзор;

2) государственные органы, осуществляющие руководство в отдельной отрасли или сфере государственного управления, в которой введен или планируется к введению регуляторный инструмент.

Акимат района не относится к государственным органам, осуществляющим государственный контроль и надзор, а также к органам, которым вменен регуляторный инструмент. Только в компетенцию данных двух органов входят функции реализации государственной политики в области государственного контроля и надзора.

Согласно статье 90 ПК РК в области государственного регулирования предпринимательства местные исполнительные органы Республики Казахстан осуществляют следующие функции:

1) в пределах своей компетенции утверждение предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары и государственный контроль за соблюдением размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;

2) разрешительные процедуры, прием уведомлений в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях;

2-1) проведение альтернативного анализа регуляторного воздействия;

2-2) представление в уполномоченный орган по предпринимательству отчетов о состоянии работы по анализу регуляторного воздействия;

3) в интересах местного государственного управления иные полномочия, возлагаемые на местные исполнительные органы законодательством Республики Казахстан.

Как следует из законодательства РК, аким района не вправе осуществлять контроль и надзор субъектов предпринимательства на предмет готовности сельскохозяйственной техники к полевым работам. Все проверки субъектов предпринимательства проводятся в соответствии с ПК РК, главой 13 которого строго определены порядок проведения проверок, предоставления уведомления о предстоящих проверках, проверочные листы и алгоритм действий проверяющих специалистов. До осуществления любой проверки, плановой или внеплановой, проверяющие органы должны предоставить предпринимателю акт о назначении проверки, который в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе в области правовой статистики и специальных учетов.

Препятствовать деятельности сельскохозяйственных производителей в период проведения весенних полевых работ в условиях ЧП нельзя, данный вопрос на контроле всех вышестоящих государственных органов.

Кроме того, в соответствии со статьей 33 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года № 148-II «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» аким района (города областного значения) компетентен в соответствии с законодательством Республики Казахстан:

1) представляет интересы соответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях с государственными органами, организациями и гражданами;

2) вправе вносить акиму области представление о деятельности территориального подразделения центрального государственного органа в части исполнения им Конституции, законов, актов Президента и Правительства Республики Казахстан;

3) вносит представление акиму области о награждении государственными наградами, присвоении почетных и иных званий соответствующим лицам;

3-1) вносит в районный маслихат представление на присвоение звания «Почетный гражданин района»;

4) назначает на должность и освобождает от должности следующих должностных лиц:

заместителей акима района (города областного значения) по согласованию с уполномоченными вышестоящими государственными органами, предельное число которых определяется Правительством Республики Казахстан;

работников аппарата акима, а также руководителей исполнительных органов, финансируемых из районного (города областного значения) бюджета, за исключением первых руководителей органов управления образованием районов (городов областного значения).

5) принимает меры по защите прав и свобод граждан;

6) взаимодействует с органами местного самоуправления;

6-1) определяет исполнительный орган, финансируемый из соответствующего местного бюджета, в качестве уполномоченного органа для ведения реестра непрофессиональных медиаторов;

8) поддерживает и оказывает содействие в материально-техническом обеспечении дошкольных организаций, государственных организаций образования, реализующих общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования (за исключением организаций образования в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы), учреждений социально-культурной сферы;

10) содействует сбору налогов и других обязательных платежей в бюджет;

11) вносит на утверждение соответствующих маслихатов схемы управления административно-территориальной единицей, сформированные на основе базовых структур местного государственного управления, утверждаемых Правительством Республики Казахстан;

12) представляет персональные составы консультативно-совещательных органов по вопросам межведомственного характера на утверждение в маслихат;

13) в пределах своей компетенции организует и обеспечивает исполнение законодательства Республики Казахстан по вопросам о воинской обязанности и воинской службы, мобилизационной подготовки и мобилизации, в сфере гражданской защиты, а также регистрации актов гражданского состояния;

14) координирует работу нижестоящих акимов по вопросам, входящим в их компетенцию, в том числе по созданию правовых, организационных условий для становления и развития местного самоуправления;

14-1) оказывает содействие государственным ветеринарным организациям, созданным местными исполнительными органами областей, при выполнении ими функций в области ветеринарии на соответствующей административно-территориальной единице;

15) осуществляет контроль за деятельностью нижестоящих акимов.

Аким района (города областного значения) на территории соответствующей административно-территориальной единицы ставит перед территориальным органом полиции задачи по профилактике правонарушений, охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения без вмешательства в оперативно-розыскную и процессуальную деятельность, не реже одного раза в год заслушивает соответствующие отчеты руководителя территориального органа полиции.

К ведению акима района (города областного значения) законодательством Республики Казахстан может быть отнесено решение иных вопросов.

Аким района (города областного значения) вправе делегировать осуществление отдельных своих полномочий нижестоящим акимам.

Аким района (города областного значения) по вопросам своей компетенции и по вопросам, отнесенным к компетенции районного (города областного значения) акимата, несет ответственность перед Президентом, Правительством Республики Казахстан и акимом области.

На вопрос отвечала Жанна Батабаева

Для того чтобы задать вопрос в редакцию, нужно:

1. Кликнуть на раздел “Задать вопрос”, заполнить указанное поле и оставить свои координаты.

2. Также Вы можете отправить нам письмо по электронной почте. Адрес: agro_info@bk.ru

Поделиться материалом
  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы