В теплице аграрно-технического колледжа в Павлодарской области разводят червей для производства биогумуса

В Красноармейском аграрно-техническом колледже появились черви. Но завезли их в местную теплицу специально – для производства биогумуса, сообщает Pavon.kz со ссылкой на газету «Версия».

Прожорливых жильцов теплого огорода доставили в колледж в селе Красноармейка около года назад – из научно-исследовательского центра при ПГУ имени Торайгырова, где их разведением занимается профессор Болатжан Мустафаев. Дождевые черви перерабатывают органические отходы в биологически активное, экологически чистое и натуральное удобрение под названием «биогумус».

Фото: ©WildVeganGarden / pixabay.com
Фото: ©WildVeganGarden / pixabay.com

– Я работал научным сотрудником в проекте Болатжана Абдыкановича. Потом перешел трудиться в Красноармейский аграрно-технический колледж. И в прошлом году попросил у профессора сто червей, чтобы студентам наглядно показать, как можно получать биогумус, какие условия нужно создавать червям для его производства и прочее, – рассказал преподаватель агрономии, заместитель директора по воспитательной работе Нуржан Абдинов. – Мы работаем по рекомендациям Болатжана Абдыкановича. В данное время у нас уже две тысячи червей. Популяция продолжает расти.

В теплице круглый год выращиваются огурцы и цветы, а потому натуральное удобрение сразу же находит применение. Педагог говорит, что колледж планирует увеличить объем производимого биогумуса за счет разведения большего количества червей. Тем более, что при учебном заведении есть животноводческая база, где необходимого сырья – навоза – в достатке. Черви также могут перерабатывать все бумажные и пищевые отходы.

Учащиеся колледжа Шолпан Кажарова и Фариза Жампоз представили на конференции, посвященной итогам производственной практики студентов учебного заведения, отчет о работе в теплице с дождевыми червями. Девушки обучаются по специальности «Агрономия», и такой опыт может быть началом для их собственного бизнеса. Помимо этого, учащиеся колледжа представляют проект по производству биогумуса на различных конференциях.

– Сельскохозяйственные профессии давно стали теми специальностями, обладатели которых вполне успешно могут быть бизнесменами, получать хороший доход за свой труд, – сообщил директор колледжа Серик Джартыбаев.

– В рабочих специальностях есть высокая потребность, поэтому без работы наши выпускники не останутся.

Руководитель учебного заведения рассказал «Версии» и о грядущей оптимизации аграрных колледжей: кому и для чего это нужно. В ближайшее время учебное заведение скорректирует свою работу, объединившись с другими аграрными колледжами области. Этот вопрос сейчас решается специально созданной рабочей группой. По итогам в плюсе должны остаться как учебные заведения, так и сами студенты.

– Состояние менеджмента системы технического профессионального образования аграрных колледжей подверглось критике со стороны руководства области, – сообщил Серик Джартыбаев. – В частности, на последнем совещании в Баянаульском районе аким области Булат Бакауов собрал всех руководителей аграрных колледжей и сделал ряд справедливых замечаний. Есть сельские колледжи, наполняемость которых менее 70-ти процентов. Это значит, что здания учебных заведений и общежития пустуют. У нас среднее число студентов -120-150 человек. Это наблюдается по нескольким причинам. Одна из них – демографический спад, дети, которые сейчас обучаются в колледжах, рождены в конце 90-х – начале двухтысячных годов, когда был очень сложный период времени, и снизилась рождаемость. Вторая причина – на уровне психологии. В сельской местности родители считают, что их ребенок достигнет успеха лишь в том случае, если он поедет учиться в город и получит высшее образование. Они не понимают, что сейчас неплохой ветеринар может зарабатывать в селе 120 тысяч тенге, при этом держать еще какое-то хозяйство. У этой профессии сейчас растет статус, и по-прежнему наблюдается большая потребность в специалистах.

– Чем еще обусловлена необходимость оптимизации?

– Есть и другой момент. Например, в одном из колледжей набрали группу на обучение техническому обслуживанию и ремонту автомобилей 25 человек. А на весь район две СТО и две шиномонтажки. Это несоразмерный госзаказ. Проблема в том, что, чем меньше набрано людей на обучение в одну группу, тем дороже бюджету обойдется каждый из них. Поэтому группу стараются укомплектовать студентами. Сейчас необходимо это все изменить. Нет цели – сэкономить на обучении студентов, главное – эффективно использовать средства. Вместе с рабочей группой, в составе которой представители всех аграрных колледжей области, мы готовим концепцию оптимизации учебных заведений, чтобы не было бесполезных трат и финансы работали максимально эффективно.

– Вы опираетесь на чей-то опыт при разработке концепции?

– У нас есть колледж-партнер – Немецкая академия сельского хозяйства «Deula-Nienburg». Они работают по золотому стандарту дуального обучения: 15 процентов теории, 85 процентов практики. В колледже студенты несколько недель получают теоретические знания, а затем отправляются на предприятия, где не только получают практические навыки, но и работают. Мы посмотрели наш закон, он позволяет сделать так, чтобы теории было 20 процентов, остальное приходилось на практику. Мы посчитали, что на сегодня 1600 студентов обучаются в наших восьми аграрных колледжах. И можно сделать так, чтобы на базе Красноармейского колледжа они получали теорию, а остальные сельские колледжи превратить в базы практик, куда будут привлечены предприниматели в рамках государственно-частного партнерства. Колледжи имеют большие площади с мастерскими, которые можно сдать в аренду. Предприниматели расположат на них машинно-тракторные станции, какие-либо цеха, связанные с аграрным производством. Общежития мы оставим за собой, в них по-прежнему будут проживать студенты, а условие для предпринимателей будет таковым, что они должны принимать на практику наших учащихся.

– Вы уверены, что ваше предложение заинтересует предпринимателей?

– У нас уже есть предварительная договоренность по Актогайскому району. Там на площадях колледжа планируется разместить машинно-тракторные станции. Это крупная сельскохозяйственная техника, которую нужно ремонтировать, обслуживать. Студенты в обязательном порядке будут получать оплату за прохождение практики. Наши агрономы и так выезжают на практику в фермерские хозяйства, где им платят приличные суммы за работу, плюс обеспечивают проживанием и питанием. Наши ребята цену своего труда знают. В колледже сто человек обучаются по заказу предприятий по дуальной форме. То есть предприятия платят колледжу деньги за подготовку их специалистов.

– Значит, в аграрных колледжах грядут сокращения штата педагогов и других сотрудников?

– Нет, педагогические коллективы сокращаться не будут. Количество студентов и часов не уменьшится. Практические занятия будут вести педагоги. Плюс, мы готовимся к запуску дистанционного обучения, когда уроки можно будет транслировать в режиме онлайн. Административный аппарат учебных заведений придется уменьшить. Это, в частности, бухгалтеры. Но мы предлагаем им перейти в бухгалтерию, которая будет сосредоточена на базе нашего колледжа. Кто хочет остаться в том районе, где сейчас проживает, наверняка смогут подыскать себе новое место работы, ведь эта специальность востребована. Директора на местах станут исполнительными директорами. В их компетенции останутся те же вопросы, что были и раньше.

Все эти изменения, по словам руководителя колледжа, дадут возможность набирать группу студентов по одной специальности из разных районов, а затем также распределять их при трудоустройстве в родные для них населенные пункты. Для этого рабочей группой будет сформирована четкая потребность в кадрах. Оптимизация в итоге даст результат, когда специалисты не будут оставаться за бортом, а предприятия – без рабочих рук.

Ирина Рыбачик

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы