В Костанайской области готовят эксперимент для пресечения контрабанды зерна на границе
Вопрос с контрабандой зерна на местном уровне не решить, считают аграрии и мукомолы.
Специалисты департамента экономических расследований по Костанайской области совместно с транспортной инспекцией планируют на пограничных постах проводить взвешивание автотранспорта, везущего сельхозкультуры, чтобы объем ввозимого груза не занижался и НДС оплачивался согласно закону, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Это пока эксперимент, но чтобы решить проблему, считают аграрии и зернопереработчики, необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты,
Завоз бьёт по всем
Как ранее сообщал inbusiness.kz, по мнению фермеров и зернопереработчиков контрабанда зерна из России сломает цены на рынках Казахстана и Средней Азии. Аграрии и мукомолы уже не раз говорили о том, что так называемый серый импорт, уже давно пора открыто называть контрабандой и меры воздействия необходимо принимать на государственном уровне. Они отмечают, что с 1 сентября этого года Казахстан планирует ввести запрет на ввоз зерна автотранспортом, и, по их мнению, это одна из мер, которая позволит как-то стабилизировать ситуацию, но нужна четкая позиция государства, которое тоже теряет от нелегального ввоза зерна огромные деньги.
По неофициальным данным, в страну уже завезено около 280 тыс. тонн зерна нового урожая из соседнего государства. Импорт пшеницы из России в регионе осуществляется через три пограничных поста: “Аят”, “Кайрак” и “Убаган”, где при прохождении границы объемы и стоимость товаров занижается как минимум в два раза. По информации ДЭР по Костанайской области, ввезенное зерно оформляется на фиктивные физические и юридические лица. При оформлении документов занижается объем и стоимость. В последующем пшеница, ввезенная из РФ, реализуется покупателям, среди них мельницы, трейдеры. Зерно легализуют, оформляя по документам на хозяйства Костанайской или соседних областей, не состоящих на учете по НДС. После пшеница из России под видом казахстанской экспортируется преимущественно Узбекистан и Таджикистан. В итоге они получают более дешевое сырье, выдавливая казахстанские мельницы с рынков.
Завез зерно – плати по закону
“Для тех, кто честно занимается бизнесом, контрабанда зерна – очень болезненный вопрос. Из России зерно поступает автотранспортом со всеми документами, сертификатами. На границе практически невозможно установить какое это зерно. При заходе в Костанайскую область на перерабатывающие предприятия или на элеватор оно поступает под видом зерна наших крестьянских хозяйств без уплаты НДС. Страдает бюджет, страдают товаропроизводители, потому что ценообразование ломается. Выигрывают только те, кто работает с контрабандным продуктом”, – пояснил директор Ассоциации товаропроизводителей Костанайской области Владимир Дранчук.
В свою очередь председатель Совета по защите прав предпринимателей Костанайской области Владимир Шакун отметил, что на местном уровне решить проблему нельзя, так как она требует внесения изменений в нормативные правовые акты. Все предложения костанайских предпринимателей будут переданы в центральный аппарат НПП РК “Атамекен” для рассмотрения на республиканском уровне.
Тем временем костанайские контролирующие органы предложили один из выходов из сложившейся ситуации, а именно повторить опыт, который уже несколько лет назад дал положительный эффект.
“Вместе с инспекцией транспортного контроля планируем выделить людей и поставить вплотную к пункту пропуска, чтобы прогонять зерно через весы. У нас уже есть положительный опыт. Несколько лет назад, когда мы так начали делать, на российской стороне скопились машины, потому что они видели, что мы взвешиваем и пресекаем факты контрабанды. У нас нет задачи устанавливать запреты, мы просто хотим, чтобы все было законно. Завозится зерно, значит необходимо оплачивать налоги, показывать реальный тоннаж”, – отметил руководитель департамента экономических расследований по Костанайской области Аскар Абенов.