Уборочная страда в Восточном Казахстане может затянуться из-за отсутствия топлива
Аграрии Восточно-Казахстанской области бьют тревогу из-за нехватки удешевленного топлива, которое отгружается в регионах с запозданием. Спецтехника простаивает, урожай лежит на полях, а крестьяне тем временем томятся в очередях за своей долей «социальной» солярки или вынуждены покупать ее по коммерческой цене вдвое дороже. Всё это в дальнейшем отразится на ценообразовании, и сегодняшняя неразбериха с поставками топлива обернется увеличением стоимости продуктов питания, сообщает ИА «АгроИнфо» со ссылкой на пресс-службу Палаты предпринимателей ВКО.
В Усть-Каменогорске прошло заседание комитета агропромышленного комплекса Регионального совета Палаты предпринимателей ВКО под председательством Фарида Абитаева, генерального директора ТОО «Опытное хозяйств масличных культур». Темой встречи стало обсуждение ситуации с нехваткой дизельного топлива и поиск путей ее решения.
Помимо членов Регсовета на заседании присутствовали председатель областного филиала ОЮЛ «Ассоциация фермеров Казахстана», представитель Управления сельского хозяйства ВКО (УСХ) и заинтересованные предприниматели, представляющие сети автозаправочных станций и объекты сельского хозяйства.
Председатель комитета АПК озвучил повестку дня, которая касается нехватки удешевленного топлива, предназначенного для проведения полевых работ.
«Вместе с Ассоциацией фермеров мы исследуем этот вопрос, потому что сегодня явный дефицит топлива сложился. Уборочная компания идет, заготовка кормов идет, и парадоксальная ситуация: мы приезжаем на заправку, где согласно приказу Минэнерго нам отпускают топливо по цене 260 тенге и не более 300 литров, но просто топлива нет, и мы вынуждены ехать на ближайшую заправку и покупать его по рыночной цене. Например, мы отправляем все свои машины утром туда, они заправляют по 300 литров, потом мы сливаем с бака в бензовоз, потому что комбайн мы не можем пригнать на заправку, когда он в поле работает. Потом с бензовоза едем заправляем комбайн. Но если мы по 450 тенге будем покупать солярку – понятно, что отсюда и на молоко завтра будут другие цены, и на другую продукцию сельского хозяйства, это же все в себестоимость ложится. Поэтому мы подняли шум на всю Республику, на республиканском совещании озвучили эти проблемы, и нам за два дня сразу выгрузили полагающийся объем топлива. Но на самом деле объем должен быть здесь, уже на местах, мы же его выбираем», – рассказал Фарид Абитаев.
Проблема в том, что пока доставляется дизтопливо, спецтехника простаивает, и уборка полей начинается на несколько часов позже, уже в предобеденное время, что серьезно тормозит процесс. Если же завтра начнутся дожди – затем нужно будет еще и потратить время на сушку зерна. Иными словами, крестьяне лишены возможности вовремя завершить уборочную страду.
«У нас и кормозаготовка идет, и озимые, и посевная, и уборочная – самый пик август-сентябрь. Сейчас вот эта проблема с области на область пришла. Буквально через неделю все районы начнут ее испытывать. Я по районам уточнял: в основном 50%, максимум 60% урожая убрано только, еще 40-50% на полях лежит», – привел данные председатель областного филиала Ассоциации фермеров Казахстана Меир Абытаев.
Представитель УСХ Алтынбек Корпешов сослался на то, что ситуация находится не под контролем акимата, а исходит напрямую от Министерства энергетики.
«Мы три раза писали письмо в Минэнерго, замакима Ержан Ахтанович Нурбаев сам лично разговаривал, но ситуация не на уровне нас. Альтернативы нет сейчас, объемы есть все, что заказывали, просто отгрузки нет», – пояснил Алтынбек Корпешов.
Начальник ОМТС АО «Май» Марина Полелеева подтвердила нехватку топлива на ее предприятии, где требуется заправка 70 КАМАЗов. При этом даже в случае наличия прицепа отгрузка удешевленного топлива производится только в количестве 300 литров.
«Этого достаточно, чтобы в Шемонаиху съездить и назад. Но дело в том, что мы не можем понять до сих пор, как нам на эти средства оптовые объемы покупать. У нас проплачено 12 миллионов тенге, и нам каждый раз нужно писать письмо, чтобы они нам скинули определенный объем. То есть мы не можем пользоваться всем этим объемом, который проплачен. Вот сейчас они нам 6 тонн сбросили, мы заправляемся по чуть-чуть, а весь объем они нам не отдают», – разводит руками Марина Полелеева.
Со своей стороны представители сетей автозаправочных станций в настоящее время из-за отсутствия поставок «социального» топлива вынуждены распродавать свои остатки по 260 тенге, что оборачивается упущенной выгодой. И хотя нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) Казахстана то и дело отчитываются о расширении и увеличении объемов производства, воз и ныне там. Ситуация постоянно повторяется: в июле-августе НПЗ закрываются на плановый ремонт, и поставки топлива по регионам серьезно задерживаются. Вот и в этом году Павлодарский НПЗ встал на ремонт в июле.
Заместитель директора ТОО «Штиф» Игорь Федоров сообщил о том, что отраслевая ассоциация, работающая с НПП «Атамекен» на центральном уровне, собирает все проблемы реализаторов топлива и заявляет о том, что эта история продолжается из года в год.
«Мы только переходим на новые правила, тут же на нас начинается административное воздействие. Установлена цена 260 тенге, по которой мы должны продавать, а товара нет, как мы должны продавать? Дизельное топливо зимой не хранится, поэтому нам зимой предлагают бензин с условием взять вместе с ним дизтопливо. А сейчас бензина в стране навалом, его на заводах не знают чем грузить. В общем, проблема не решится, пока не решится весь комплекс проблем в этой сфере», – считает Игорь Федоров.
По словам представителя УСХ, в настоящее время по Восточно-Казахстанской области 20 операторов занимаются распределением удешевленного топлива. Все заявленные объемы полностью оплачены крестьянами, из них 8 000 тонн уже отгружено, в остатке «зависли» 4 200 тонн. Когда они будут поставлены в область, неизвестно, но в Министерстве энергетики пообещали в ближайшее время закрыть долги. В то же время, на сентябрь уже установлен лимитированный объем топлива для ВКО в количестве 12 000 тонн.
В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что проблема кроется в сроках подписания соответствующих документов.
«Протокол выходит после 10 числа, в Министерстве энергетики утвержденный. До 10 числа мы никаких движений не можем делать. Если вы поднимете этот вопрос, чтобы не доводить до 10 числа, а чтобы 1 числа они определились полностью, чтобы вот этот срок уменьшить. Потому что 10-го мы договор подписываем, потом оплачиваем еще пять дней, потом отгрузка несколько дней занимает. Вот сейчас, например, только после 12 сентября протокол выйдет», – пояснил Алтынбек Корпешов.
Обсудив возможные пути урегулирования ситуации, участники заседания приняли решение направить официальное письмо в Министерство энергетики РК с просьбой о заблаговременном вынесении постановлений касательно отгрузки удешевленного топлива для крестьян, при этом сами поставки должны происходить на месяц раньше и в соответствии с местонахождением области. Так, в южные регионы необходимо начинать отгружать топливо уже в феврале, поскольку весенне-полевые работы начинаются здесь раньше всех по стране. Затем нужно двигаться к северу, вслед за посевной кампанией. Конкретно в Восточно-Казахстанскую область поставки необходимо осуществлять в марте, а крестьянам следует запастить амортизирующими емкостями для хранения запасов топлива.
«Сейчас продаются вот эти подушки для хранения жидких удобрений, ГСМ и так далее. Пускай крестьяне покупают подушки и туда наливают. Это лучше, чем без солярки во время уборки остаться, однозначно! И разница в цене удешевленной – мы же знаем уже: стартовая цена была 180 у нас, а сейчас 205. Вот эти 25 тенге посчитайте – переплата идет у нас 12%, а за четыре месяца это 48% годовых. Можно даже кредит взять и купить себе емкость какую-то. Мы все так должны считать, потому что кто правильно считает – тот понимает», – подытожил Фарид Абитаев.
По итогам заседания комитетом АПК и Палатой предпринимателей ВКО подготовлено письмо в МЭ РК с рекомендациями аграриев Восточного Казахстана касательно урегулирования ситуации с нехваткой удешевленного топлива в период полевых работ. Что же касается в целом системы производства и распределения топлива казахстанскими НПЗ, то для обсуждения данного вопроса Фарид Абитаев как член Регионального совета ПП ВКО намерен инициировать встречу с главой НПП «Атамекен».