ТОО СТ ЭСЭМБЛИ: начать с нуля и не останавливаться
С 2020 года ТОО СТ ЭСЭМБЛИ развивает сборку сельхозмашин брендов CLAAS и HORSCH в Казахстане. С подписанием в 2021-м специального инвестиционного контракта (СИК) с Правительством РК работа интенсифицировалась. О том, на каком этапе находится сегодня проект, мы поговорили с техническим директором завода в Петропавловске Михаилом Золотухиным.
— Михаил, что удалось реализовать за прошедшие годы, чего конкретно получилось достичь?
— ТОО СТ ЭСЭМБЛИ как юридическое лицо было основано еще в 2018 году, однако отсчет истории нашего производства, думаю, корректнее вести с 2021 года, то есть с момента подписания специального инвестиционного контракта и договора о промышленной сборке. В тот год мы заехали на новую производственную площадку и, по сути, приступили к выполнению первого этапа поставленной перед нами задачи. То есть все наши достижения, которые можно наблюдать сегодня, — результат трехлетней работы, а три года для такого проекта — мало. Однако темпы развития позволяют прогнозировать полную реализацию задуманного к 2026 году.
А если говорить непосредственно о выпуске техники, то за прошедшее время мы наладили выпуск трех моделей зерноуборочных комбайнов CLAAS — это TRION 530, TRION 650 и TRION 730, современных зерновых жаток CLAAS CERIO, VARIO и CONVIO, энергонасыщенных тракторов CLAAS XERION 4500 и XERION 5000, а также двух моделей широкозахватных посевных комплексов HORSCH — Sprinter HD и Sprinter NT. С каждым годом локализация производства повышается. Уже многие слышали, что по итогам 2023-го мы увеличили выпуск комбайнов TRION на 43 %, а трудоемкость производства одной машины за два года возросла более чем в 1,5 раза.
— Как в таком случае выглядит сегодняшнее производство комбайнов? Выдавая рынку первоклассный продукт, соответствующий стандартам качества CLAAS, что имеем на входе?
— Основная линия сборки TRION состоит из трех участков: основной сборки, обкатки и тестирования, а также финальной сборки. Кроме того, для некоторых узлов есть участок предварительной сборки.
На основной сборке, в самом начале сборочной линии, мы устанавливаем основные агрегаты и комплектующие, которых на данный момент более 500 позиций. Далее комбайн поступает на участок обкатки и проверки. Там заправляются все технические жидкости, ставится программное обеспечение, и потом машина отправляется в тестовую кабину, где контролируется все то, что было сделано, то есть моменты затяжек болтов и любых других соединений, правильность выставления шкивов, правильность настройки и подключения гидравлики… Есть определенный чек-лист, согласно которому реализуется процедура контроля. И после этого комбайн уже попадает на финальную сборку, и вся машина проходит итоговую проверку.
— Жатки на эти комбайны тоже петропавловской сборки?
— Да, компоненты жаток CERIO, VARIO и CONVIO мы получаем от наших партнеров. Далее стартует параллельная сборка мотовила и корпуса жатки. Собирается мотовило, устанавливается шнек, элементы привода, монтируются стебледелители, навешиваются кожухи, затем идет заправка гидравлической системы маслом, устанавливается требуемое программное обеспечение — да, у нас жатки тоже умные, у них своя электроника и свои прошивки. Затем следует этап контроля. Кстати, тележки для жаток поставляются казахстанскими поставщиками.
— А как выглядит процесс сборки тракторов?
— По выпускаемым нами тракторам процесс сложнее и более детализированный. Они приходят в полностью разобранном виде. Разве что раму трактора получаем с установленным на нее двигателем.
Сначала мы собираем оси, устанавливаем их на раму. Параллельно с этим ведется сборка кабины, она тоже ставится на раму. Устанавливается блок гидравлических клапанов и предварительно собранные задние крылья. Это всё этап основной сборки. После этого трактор заправляют техническими жидкостями, подключают к компьютеру и устанавливают программное обеспечение.
По завершении второго этапа трактор поступает в тестовую кабину, где к нему подключается специальное оборудование, и он проходит испытания согласно программе обкатки.
— Что касается сборки посевных комплексов HORSCH, как она организована?
— Процесс сборки посевных комплексов HORSCH выглядит примерно так же. Рама собирается конвейерным способом, то есть сначала идет предсборка кронштейнов, семяпровода, а потом уже эти кронштейны и семяпровод устанавливаются на раму. А вот семенной бункер собирается по методу стационарной сборки. То есть на конкретный участок поступают компоненты — сам бункер, его рама, поручни, оси, колеса, и они воедино сводятся на одном рабочем посту. Свой окончательный облик посевные комплексы приобретают в поле, где представители сервисной службы CT AGRO монтируют рабочие органы агрегата — стрельчатые или долотовидные лапы, навешивают на трактор — проверяют.
— Вы упомянули, что локализация производства становится все глубже. Как строится работа с отечественными поставщиками комплектующих?
— Мы уже работаем с несколькими казахстанскими компаниями и работу свою ведем с привязкой к соглашению о промышленной сборке. Взять трактор XERION… Сотрудничаем с двумя поставщиками — «АгромашХолдингом» из Костаная и «Востокмашзаводом» из Усть-Каменогорска.
Как упомянул выше, с этого сезона организовали локальное производство транспортных тележек для собираемых нами жаток. Здесь у нас тоже два поставщика. Опять же «АгромашХолдинг» и еще КАИК из Кокшетау — Казахстанская Агро Инновационная Корпорация.
Следующий наш поставщик — Reimann. Это немецкая компания, небольшая, но она буквально в этом году поставила свой завод здесь же, в Петропавловске. В недалекой перспективе начнут отгружать нам комплектующие для комбайнов TRION. Есть еще поставщики аккумуляторов казахстанского производства — Kainar. Мы закупили у них тестовую партию.
В целом подбираем компоненты, которые по характеристикам удовлетворяют требованиям, разработанным инженерами CLAAS и HORSCH. Затем смотрим на стоимость, сроки поставки, оцениваем надежность поставок и самого поставщика. Если все эти параметры удовлетворяют нас, то приобретаем тестовую партию. А дальше, при благополучном завершении этапа, выстраиваем совместную работу.
— Чем больше отечественных комплектующих, тем опаснее для качества, не находите ли? Как контролируется качество компонентов и сборки? Сколько контрольных точек на производстве?
— Основных этапов проверки — три. Первый — входной контроль компонентов. Работает наш отдел качества, смотрит, в каком виде пришли комплектующие. У нас внедрено бережливое производство, и одно из его правил — «Не бери брак и не передавай брак».
Второй этап — тестовая кабина. Уже о ней говорил. Здесь проверяются моменты затяжек, подключение электрики, гидравлики для тракторов и комбайнов.
Финальный, третий этап — машина на последнем сборочном посту проверяется согласно чек-листу.
Помимо этого, мы практикуем продукт-аудит. Это когда, исходя из статистических данных, делается выборка из выпущенных с конвейера машин — качество их сборки дополнительно контролирует независимый аудитор. Это может быть каждая десятая машина, каждая пятая или каждая вторая.
Кстати, что касается тракторов, то, покидая конвейер, они не отправляются на склад готовой продукции, а своим ходом выезжают на тестовый трек, где калибруется взаимодействие с системой GPS, проверяется система тормозов, делается пробный заезд, и, если все в порядке, трактор устанавливается на площадку хранения готовой продукции.
— Как строится производство в течение года? Неужели комбайны, тракторы и посевные комплексы собираются параллельно круглый год?
— Мы работаем с ориентиром на сельскохозяйственный сезон. Полгода производим технику для посевной кампании, а следующие полгода — уборочную технику. Довольно редко кто-то ставит цель купить комбайн в ноябре, а трактор — в июле.
— О данном проекте говорится и пишется много. У вас наверняка есть собственное мнение о том, для чего было создано и развивается ТОО СТ ЭСЭМБЛИ?
— Оригинальным тут не окажусь. На мой взгляд, мы делаем важное дело: способствуем развитию агропроизводства республики, да и самой страны. Ведь помимо доступности новых технологий для сельхозпроизводителей Казахстана развиваем производство, локализуем его — создаем дополнительные рабочие места и с тем обеспечиваем увеличение поступлений в бюджет. В общем, в данном проекте вижу только позитивные стороны.