Субсидии на приоритетные культуры не могут получить фермеры из-за противоречий в Правилах
Субсидии на возмещение затрат на производство приоритетных культур не могут получить аграрии. Хотя МСХ утверждает, что уже смогут, поскольку выпустили новый приказ. Так ли это на самом деле – в материале журналиста ИА «АгроИнфо».
Подходит к завершению сложнейший для казахстанских сельхозпроизводителей год. Погодные условия и вредители в 2023 году сократили количество урожая, обильные дожди на нет снизили его качество. Финансовое положение отечественных аграриев крайне сложное. А что же правительство? Субсидии не выплачены, погашение кредитов продлевают, но проку от этого мало, поскольку возвращать займы придется в следующем году, с урожая 2024 года нужно будет рассчитаться за затраты агропроизводства двух лет. Кроме того, на плечи фермеров ложится социальная ответственность за всех сотрудников производства и каждого члена его семьи. Экономическая ситуация в АПК Республики Казахстан сложилась патовой, если аргументировать шахматными терминами. Цены на зерно низкие, квота закупа зерна АО «НК «Продкорпорация» ничтожно мала, зерно убрано удручающего качества.
Где же субсидии?
Субсидии сейчас сельхозпроизводителям необходимы, эти средства помогли бы закрыть хотя бы задолженность по заработной плате сотрудникам и работникам хозяйств, погасить налоги и социальные платежи по фонду оплаты труда, а их так никто и не выплачивает. По словам главы Министерства сельского хозяйства, озвученным на заседании Правительства РК в начале ноября текущего года, Правительство в установленном законодательном порядке прорабатывает вопросы полного покрытия потребности в субсидиях. На первоначальном этапе власти погасят задолженность по субсидиям в размере 30,0 млрд тенге, соответствующее постановление принято. Остальные долги закроют до конца года. Какого года – Сапаров не уточнил.
Большинству аграриев Костанайской области пришли отказы в приеме заявок на субсидирование производства приоритетных культур. Не могут фермеры, по сей день, получить субсидии за подсолнечник урожая 2022 года, сданный на переработку. Правила субсидирования повышения урожайности и качества продукции растениеводства (далее – Правила), утверждены приказом МСХ РК от 30 марта 2020 года № 107. Согласно подпункту 5) пункта 20 Правил выплата субсидий осуществляется при соблюдении следующих условий: наличия сведений о поле в ГИСС, подтвержденные данными дистанционного зондирования Земли (по полям, на которых осуществлялся посев приоритетных культур). В отказах МИО от принятия заявок на субсидии сформулирован именно этот 5 подпункт пункта 20 Правил. А также указано: «В поданной Вами заявке не отображены кадастровые номера полей, на которых производился посев приоритетных культур. Дополнительно информируем, что после устранения указанных ошибок вы имеете право повторно подать данную заявку».
Однако, в тех же Правилах есть приложения, утверждающие форму заявок на различные растениеводческие субсидии, в каждой такой форме есть пункт-сноска, что в 2023 году присвоение кадастрового номера поля не требуется, площадь поля указывается сельскохозяйственным товаропроизводителем (сельскохозяйственным кооперативом) самостоятельно.
В одном и том же нормативном правовом акте допущены противоречия. А фермеры, так и не могут получить причитающиеся им государственные дотации.
Каков выход?
Минсельхозу известна сложившаяся проблема, но ведомство отмечает, что все сложности по выплате субсидий на частичное возмещение затрат на производство приоритетных культур через ГИСС gosagro.kz произошли из-за непредставления данных дистанционного зондирования земли АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары».
На сегодня уже вступил в действие новый приказ МСХ РК от 10 ноября 2023 года № 384, который внес изменения в Правила. Согласно новому приказу подпункт 5 пункта 20 Правил, гласивший, что условием субсидирования является наличие сведений о поле в ГИСС, подтвержденные данными дистанционного зондирования Земли (по полям, на которых осуществлялся посев приоритетных культур), исключен из Правил вовсе. С 1 января 2026 года начнет действовать новый подпункт 5-1 этого же 20-го пункта, где условием получения субсидий на производство приоритетных культур будет наличие сведений о поле в ГИСС, подтвержденные данными дистанционного зондирования Земли. У создателей НПА в МСХ РК все плохо не только с наличием противоречий в одном и том же правовом акте, но, и с грамматикой, склонениями в деепричастных оборотах и прочих моментах русского языка.
В приложениях к Правилам, утверждающих формы заявок на получение субсидий, в пунктах-сносках также введена отсрочка присвоения кадастрового номера поля на 2 года до 1 января 2026 года.
Отсрочка электронных карт полей в Правилах позволит за эти два года аграриям привести земельные участки в порядок, Республиканскому госпредприятию «ГИСХАГИ» – завершить оцифровку земельных участков сельскохозяйственного назначения, а Акционерному обществу «Қазақстан Ғарыш Сапары» – расширить спектр распознавания сельхозкультур из космоса.
***
Новый приказ устранил вышеописанное противоречие, теперь все аграрное сообщество надеется, что, все-таки, получит свои субсидии. Только, кто допустил противоречия в Правилах, почему до сих пор столько сложностей и пробелов в оцифровке и распознавании сельскохозяйственных культур из космоса и, наладится ли работа за предоставленные два года отсрочки оцифровки полей – вопросы открытые.
Если государство не в силах наладить свои системы, по которым пишутся правила субсидирования АПК, зачем их вводить вообще? Сколько можно пенять на Qoldau, gosagro.kz, ГИСХАГИ, Ғарыш Сапары, и так далее, если для аграриев эти все структуры в одном лице – в лице Правительства? Может и не нужно создавать условия и нормы получения субсидий, которые сами не в силах предложить. Страдать от этих упущений и некомпетентностей будет, по-прежнему, казахстанский фермер.
Гани Ермек