«Сельский» налог предлагают повысить в Казахстане
В 2018 году в Казахстане был внедрен бюджет четвертого уровня – сельский. С того времени доходы местного самоуправления формировались из 6 видов налоговых поступлений. С 2022 года в распоряжение акимов сёл добавили еще 4 вида налогов. Что изменилось в жизни сельчан после введения новшеств? Ничего! По словам экономистов, размеры этих налогов крайне низки, сообщает агентство «АПК Новости».
Решение о внедрении бюджета четвертого уровня было принято для повышения самостоятельности акимов низового уровня. Власти решили, что таким образом в сёлах укрепят власть на местах, добавят свободы в принятии решений и улучшат жизнь сельчан.
С 2022 года на четвертый уровень бюджета, помимо ранее принятых, передали единый земельный налог, плата за пользование земельными участками, поступления от продажи земельных участков, плата за продажу права аренды земельных участков.
Как изменилась жизнь в сёлах после нововведений?
По словам эксперта АО «Институт экономических исследований» Кайсара Нигметова, размеры этих налогов крайне низки.
Например, в сёлах вокруг столицы налог на имущество может составлять 25, 100, 600 тенге, в среднем менее тысячи тенге в год. Налог на земельный участок 400 тенге в год.
«Что на эти средства может сделать сельский аким? Необходимо повышать ставки налогов», – уверен Нигметов.
Вместе с тем, существует такая проблема, что часть средств, которая должна быть уплачена в адрес сёла, уходят на районные счета и уже не возвращаются.
«Раз на уровне сёл есть свой бюджет, то необходимо подключить их к налоговой базе, чтобы специалисты сельского округа могли посмотреть, какие налоги и в каком размере необходимо уплачивать жителям, не все имеют банковские приложения и умеют ими пользоваться. И в целом сёла должны видеть свою налогооблагаемую базу», – считает эксперт.
Первый заместитель Председателя Партии «Ауыл» Толеутай Рахимбеков считает, что если поднять ставки налогов на имущество или на землю, то это вызовет социальный взрыв на селе. Проблему бюджетов акимов сёл можно решить через кооперативы ЛПХ, считает он.
«Разговоры о бюджете четвёртого уровня идут у руководителей страны уже несколько лет. Вначале решили, что эти бюджеты будут формироваться за счёт субвенций из районных бюджетов. Но сразу было понятно, что это нереально. Чем могут поделиться бюджеты районов, если более 95% из всех 164 сельских районах сами сидят на перечислениях из областных бюджетов, а более половины областей, в свою очередь, рассчитывают только на субвенции из республиканского бюджета», – отметил Рахимбеков.
Около года назад в Правительстве решили отдать в доходную часть бюджетов сельских акимов налог на земли. Это решение тоже ничего не дало акимам сёл.
Что может сделать аким для своего сёла на 3 млн тенге в год?
«Проблему бюджетов акимов сёл можно решить через сельские сервисно-потребительские кооперативы личных подсобных хозяйств. Я не предлагаю заново создавать колхозы и загонять туда людей. Колхоз – это другой по форме кооператив – производственный», – пояснил эксперт.
В Казахстане 1,7 млн ЛПХ. Одно ЛПХ может производить и сдавать сельхозпродукции на 100 тыс. тенге в месяц. При приобретении продукции, покупатель, а это может быть перерабатывающие или торговые предприятия, обязаны по налоговому законодательству удерживать и перечислять в бюджет налог у источника выплат по ставке 10%. Получается, в месяц с каждого ЛПХ в бюджет будет поступать 10 тыс. тенге. От 1,7 млн ЛПХ – 17 млрд тенге в месяц, а в год – 204 млрд тенге!
Какую-то часть из этого налоговые органы могли бы зачислять на счета бюджетов четвёртого уровня. Причём зачислять целевым образом – перечислять в бюджет именно того села, от имени жителей которого поступили налоги.
Если разделить на все сёла, то в бюджет каждого будет поступать в среднем около 47 млн. тенге в год. Это почти в 16 раз больше, чем сейчас. На такие деньги уже можно сделать многое.
Также можно будет отказаться от единого социального платежа. Люди недовольны этим налогом. Доля неплательщиков ЕСП по сёлам достигает 90%.