Проект нового Земельного кодекса РК
Вопросы дефицита пастбищных угодий, запрет на изменение некоторых целевых назначений, процесс обжалования результатов и решений земельной комиссии, незаконные постройки на полевых наделах и многое другое в проекте новых НПА по вопросам развития земельных отношений.
Минсельхоз Казахстана опубликовал на официальном портале «Открытые НПА» Концепцию по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений». Которая предполагает внесение ряда изменений в нормативно-правовые акты, касаемые земельного законодательства. Основные тезисы этих изменений и дополнений приведены ниже.
Законопроект размещен на портале для публичного обсуждения. Уважаемые землепользователи, обратите внимание на проект, который планируется к утверждению и подписанию! Пока он не имеет юридической силы и не вступил в законодательное действие, вносите свои предложения и замечания!
Установление территорий пастбищных угодий, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья
На сегодняшний день площадь пастбищных угодий населенных пунктов составляет 21 млн га. Согласно статистическим данным, в личных подсобных хозяйствах на начало текущего года имеется 6,2 млн условных голов сельскохозяйственных животных, подлежащих выпасу.
При этом, согласно утвержденным нормативам нагрузки на общую площадь пастбищ, требуется 50 млн га пастбищ для выпаса скота личных подсобных хозяйств. Соответственно, расчётная нехватка пастбищ составляет 29 млн га.
Вместе с тем, большая часть земель вокруг населенных пунктов на сегодня занята сельхозсубъектами, в том числе сформировавшимися за счет вышеуказанных условных земельных долей.
Для решения проблемы дефицита пастбищ вокруг населенных пунктов для вышеуказанных целей, в 2018 году в Земельный кодекс РК были внесены дополнения, наделяющие местные исполнительные органы правом изымать земельные участки для государственных нужд в целях удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья.
Вместе с тем, в целях уточнения норм по определению территорий пастбищных угодий, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, предлагается данные территории определить совместными решениями представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей с обозначением их в Плане по управлению пастбищами.
Аналогичные изменения предлагается внести в Закон Республики Казахстан «О пастбищах». В Плане по управлению пастбищами планируется определять территории пастбищных угодий, необходимых для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, пастбища, в пределах которых не будут предоставляться в частную собственность и во временное землепользование, а будут использоваться только для нужд местного населения по содержанию маточного (дойного) поголовья сельскохозяйственных животных.
Передача почвенных, геоботанических лабораторий и агрохимслужбы в ведение МСХ РК
На сегодняшний день почвенные и геоботанические лаборатории находятся в ведении Государственной корпорации «Правительство для граждан» (далее – Госкорпорация).
Указанные виды работ перешли в ведение Госкорпорации в составе государственного земельного кадастра и являются не свойственными для нее, поскольку предметом деятельности и основной целью Госкорпорации является оказание государственных услуг по принципу «одного окна», кардинальное улучшение качества и сокращение сроков оказания госуслуг населению.
Вместе с тем, результаты проводимых почвенными и геоботаническими лабораториями исследований необходимы исключительно для государства и субъектов АПК.
На сегодня, имеется необходимость объединения агрохимических и почвенных лабораторий для оказания полного цикла работ, направленных на определение качественно состояния почвенного покрова, и выработке рекомендации по дальнейшему использованию с разработкой внутрихозяйственного обустройства территорий, соблюдения севооборотов, чередование монокультур, внесение органических и других удобрений, направленных на повышение урожайности и сохранения плодородного слоя пахотных земель.
В этой связи, в целях эффективной реализации политики по обеспечению рационального использования сельскохозяйственных земель, функции Госкорпорации по ведению государственного кадастра, связанные с учетом качества угодий, включающим их экономическую оценку и ведение мониторинга, проведение почвенных, геоботанических, агрохимических обследований и бонитировки почв проектом Закона предусматривается передать в центральный уполномоченный орган.
Запрет на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения на «садоводство» и «дачное строительство»
В действующем Земельном кодексе РК отсутствует прямой запрет на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения для целей садоводства и дачного строительства, что на практике возникают случаи, когда собственники больших массивов сельскохозяйственных угодий меняют их целевое назначение на «садоводство» либо «дачное строительство», сегментируя его на множество мелких участков для последующей их реализации третьим лицам.
В этой связи, проектом Закона предусматривается прямой запрет на изменение целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения крестьянского или фермерского хозяйства и товарного сельскохозяйственного производства, на «садоводство» и «дачное строительство».
Недопущение незаконной застройки на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, в качестве полевого надела
Согласно нормам статьи 102 Земельного кодекса РК, земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства состоит из приусадебного и полевого наделов.
Приусадебный надел предоставляется в границах (черте) сельских населенных пунктов и используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также возведения жилого дома, хозяйственно-бытовых построек в соответствии с законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Полевой надел предоставляется из земель сельских населенных пунктов в соответствии с проектом земельно-хозяйственного устройства территорий населенной части либо на территории, переданной в административное подчинение, и используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции.
Вместе с тем, на практике, ввиду того что в правоустанавливающих и идентификационных документах не уточняется, какой из видов надела предоставляется гражданину (указывается как «для ведения личного подсобного хозяйства»), имеют место случаи застройки полевых наделов индивидуальными жилыми домами, что противоречит вышеуказанным требованиям.
В этой связи, в целях недопущения незаконной застройки земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства в качестве полевого надела, проектом Закона предлагается дополнить статью 102 Земельного кодекса РК нормой, согласно которой, сведения о виде надела земельного участка, предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, отражаются в правоустанавливающем и идентификационном документе на земельный участок.
Обеспечение прав добросовестных собственников земельных участков и землепользователей, земельные участки которых не используются по целевому назначению ввиду наличия не зависящих от них обстоятельств
Согласно требованиям статьи 92 Земельного кодекса РК, в случае если земельный участок, предназначенный для строительства, не используется по назначению в течение трех лет со дня принятия решения о его предоставлении (если более длительный срок не предусмотрен проектно-сметной документацией), то такой земельный участок подлежит принудительному изъятию в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса, за исключением земельного участка, находящегося в частной собственности граждан Республики Казахстан для индивидуального жилищного строительства.
До принятия Закона Республики Казахстан от 29 декабря 2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республики Казахстан» в статье 92 Земельного кодекса РК были предусмотрены обстоятельства, согласно которым в период использования земельного участка не включалось время, необходимое для освоения такого земельного участка, а также время, в течение которого данный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Как правило, уполномоченные органы к иным обстоятельствам, относили случаи, когда земельные участки были предоставлены на площадках без соответствующей инженерной (коммунальной) инфраструктуры, либо проводились работы по изменению генеральных планов населенных пунктов, проектов детальной планировки районов, то есть обстоятельства, не зависящие от волеизъявления собственника участка или землепользователя.
Действующая редакция, согласно которой, в периоды неиспользования земельного участка по назначению, не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению вследствие непреодолимой силы, при определении использования земельных участков по назначению применяется уполномоченными органами по-разному со стороны местных исполнительных органов и органов прокуратуры, собственниками земельных участков, также судами при рассмотрении гражданских дел по изъятию неиспользуемых земель.
Кроме того, имеются примеры случаев, когда местные исполнительные и уполномоченные органы необоснованно отказывают в предоставлении согласования эскизных проектов, либо АПЗ, возвращая их неоднократно по формальным основаниям и т.д.
В этой связи, проектом Закона предлагается предусмотреть в статье 92 Земельного кодекса РК случаи, когда земельный участок не подлежит принудительному изъятию за неиспользование по целевому назначению ввиду наличия обстоятельств, исключающих возможность его использования. К таким случаям предлагается отнести:
– отсутствие на территории размещения земельного участка утвержденной в установленном порядке градостроительной документации (генерального плана, проекта детальной планировки и застройки, проекта земельно-хозяйственного устройства территории), а также возможности подключения к инженерным сетям;
– изменение местными исполнительными органами утвержденных в установленном порядке генеральных планов, проектов детальной планировки и застройки, исключающее возможность использования земельного участка по целевому назначению;
– бездействие местных исполнительных и уполномоченных органов в рассмотрении заявок собственников и землепользователей на получение архитектурно-планировочных заданий и субъектов естественных монополии в рассмотрении заявок собственников и землепользователей на получение технических условий на подключение к инженерным сетям и иных согласительных процедур, предусмотренных при строительстве объектов (если такие бездействия доказаны в суде).
Обеспечение прав субъектов на обжалование решения земельной комиссии
Законом Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 151-VІ ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования земельных отношений» Земельный кодекс РК был дополнен нормой, согласно которой протокольное решение земельной комиссии может быть обжаловано в суд.
Вместе с тем, как показала практика, субъекты земельных правоотношений не всегда имеют возможность реализовать данное право. Особенно, в случаях отказа Земельной комиссии в предоставлении земельного участка заявителю. Так, в большинстве случаев заявители не успевают обжаловать протокол земельный комиссии, поскольку отсутствует конкретный срок направления его заявителю.
В статье 43 Земельного кодекса РК установлено, что один экземпляр положительного заключения земельной комиссии в течение одного рабочего дня передается заявителю для подготовки им землеустроительного проекта. При этом для отрицательного заключения такой срок не установлен.
В этой связи, проектом Закона предлагается установить аналогичный срок для вручения заявителю отрицательного заключения земельной комиссии.
В этой связи, проектом Закона предлагается внести изменения в п.2 ст.43 Земельного кодекса РК в части установления срока обжалования протокольного решения земельной комиссии в течении семи рабочих дней с даты его получения заявителем и принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка по истечении срока обжалования протокольного решения земельной комиссии.
Запрет на предоставление сельскохозяйственных земель гражданам Республики Казахстан, состоящим в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства
Президентом Республики Казахстан на пятом заседании Национального совета общественного доверия 25 февраля текущего года было поручено законодательно запретить продажу и аренду сельскохозяйственных земель иностранцам и иностранным юридическим лицам (соответствующий законопроект одобрен Мажилисом Парламента и 14 апреля текущего года внесен в Сенат).
В целях недопущения рисков обладания сельскохозяйственных земель гражданами Республики Казахстан, состоящих в браке (супружестве) с иностранцами или лицами без гражданства, проектом Закона предлагается установить запрет таким лицам на владение и пользование сельскохозяйственными землями.
Также, проектом Закона будут урегулированы вопросы порядка выхода из состава учредителей владельцев условных земельных долей, приоритетного права предоставления земель сельскохозяйственного назначения гражданам Республики Казахстан, проживающих в соответствующем регионе, ужесточение требований к залоговым землям, совершенствования земельного законодательства по предоставлению и изменению целевого назначения земель, включения в состав земельной комиссии представителя мониторинговой группы при Антикоррупционной службе, обеспечения самоотвода члена земельной комиссии, в случае выявления конфликта интересов, выкупа юридическими лицами садовых и дачных участков в черте населенного пункта для их градостроительного освоения в соответствии с утвержденными генеральными планами, проектами детальной планировки и застройки, проектами земельно-хозяйственного устройства территории, а также вопросы согласования смежных собственников (землепользователей) землеустроительных проектов в части отсутствия наложений к проектируемым земельным участкам и лесоразведения.
Порядок определения проекта инвестиционным для предоставления земельных участков
Согласно статье 48 Земельного кодекса РК, земельные участки для реализации инвестиционных проектов предоставляются вне торгов (конкурсов, аукционов). Вместе с тем, законодательно не установлены критерии, по которым проект может быть признан инвестиционным.
Для решения вопроса, Законом Республики Казахстан от 3 апреля 2019 года статья 282 Предпринимательского кодекса РК была дополнена пунктом 8-1, согласно которому уполномоченный орган по инвестициям разрабатывает порядок определения проекта инвестиционным для предоставления земельных участков из государственной собственности.
Вместе с тем, из-за отсутствия в редакции данного пункта слова «утверждает», до настоящего времени соответствующий нормативный правовой акт не принят.
Как следствие, земельные участки для вышеуказанных целей местными исполнительными органами без проведения процедуры торгов (аукционов) не предоставляются.
В этой связи, проектом Закона предлагается дополнить пункт 8-1 статьи 282 Предпринимательского кодекса РК компетенцией по утверждению порядок определения проекта инвестиционным для предоставления земельных участков из государственной собственности.
Анна Боложи