Проект нового Налогового кодекса
Пересмотр ставки НДС, реформирование КПН и ИПН, объединение специальных налоговых режимов, упразднение транспортного налога и прочие новации в Налоговом кодексе планируют ввести власти Казахстана. Подробности у журналиста ИА «АгроИнфо».
Правительство Республики Казахстан намерено изменить ставки основных налогов и специальные налоговые режимы в стране. Соответствующий консультативный документ регуляторной политики (далее – КДРП) опубликован на официальном портале. Предлагаемые в документе налоговые реформы уже вызвали ответную реакцию налогоплательщиков.
В октябре 2024 года планируется внести все обсуждаемые изменения и дополнения в Налоговый кодекс РК. Основные из них, имеющие отношение к деятельности сельскохозяйственных производителей, приведены ниже.
Пересмотр ставки и «порога» налога на добавленную стоимость
Ставка НДС в Казахстане является одной из самых низких в мире – 12%, тогда как в России, Беларуси, Армении – 20%, в развитых странах – до 27%. При этом собираемость налога в стране находится на низком уровне. Минимальный или «пороговый» размер оборота для постановки на учет по НДС (с 1 января 2022 года 20 тыс. МРП или 153,1 тыс. долл. США) является одним из самых высоких, если сравнивать с постсоветскими странами и развитыми странами ОЭСР.
В мировой практике применяются дифференцированные ставки для социально-значимых и «чувствительных» товаров. Однако, как показывает международный опыт, низкие ставки для отдельных товаров применяются при высоких базовых ставках и наличие нескольких налоговых ставок существенно усложняет налоговое администрирование.
КДРП предлагает повысить ставку НДС, дифференцировать ее по различным товарам и снизить «пороговый» оборот по НДС
Снижение минимума оборота для постановки на учет по НДС повлечет увеличение налоговой нагрузки для сельхозпроизводителей, особенно в годы высоких урожаев. Многие из них автоматически станут плательщиками НДС. Это не коснется крестьянских хозяйств, применяющих специальный налоговый режим для крестьянских и фермерских хозяйств.
Повышение ставки НДС с действующих 12% помимо роста налоговой нагрузки на сельхозпроизводителя обусловит ряд негативных мер. Таких как увеличение цен на все продукты и товары, расширение теневого оборота и прочих.
Есть предложение снизить действующую ставку НДС, например, до 10%, но при этом исключить все налоговые льготы в части этого налога и серьезно сократить минимум оборота по реализации.
Разделение ставки корпоративного подоходного налога
В Казахстане применяется плоская шкала налогообложения дохода. Так, общая ставка КПН составляет 20%, а по доходу от реализации сельхозпродукции собственного производства – 10%. Дифференциация ставок налога в зависимости от отраслей экономики отсутствует. При этом некоторые секторы экономики, такие как, финансовый сектор, игорный бизнес, недропользование имеют значительную прибыльность
В последние годы эффективная ставка КПН в Казахстане варьируется от 2,9% до 3,8%, что является низким показателем. Одной из основных причин этому является целый ряд налоговых льгот, в том числе, установленных для отдельных видов деятельности (лизинг, приоритетные секторы экономики по инвестиционным контрактам/соглашениям, образование, медицина и т.д.), в зависимости от территории (специальной экономичекой зоны, Астана хаб и др.).
КДРП предлагает ставки КПН привязать к отрасли экономической деятельности. При этом предлагается предусмотреть, что применение льготных пониженных ставок КПН возможно по решению местного исполнительного органа, которое выносится с учетом встречных обязательств для налогоплательщика.
Определение отраслей экономики, которыми будут применяться пониженные ставки КПН возможно с учетом международного опыта и в зависимости от того, какие сектора экономики требуют стимулирования для их развития.
Также предлагается рассмотреть сохранение действующего механизма применения единой ставки КПН и пересмотреть необходимость каждой действующей налоговой льготы по КПН, так как поступления КПН в бюджет зависит не от дифференциации ставки налога, а от наличия экономически необоснованных налоговых льгот.
Прогрессивная шкала ИПН
В Казахстане применяется налогообложение индивидуальным подоходным налогом по фиксированной ставке вне зависимости от размера дохода (плоская шкала). Применение такого порядка обложения приводит к «социальной несправедливости», поскольку физические лица, получающие «сверхдоходы» имеют такую же налоговую нагрузку, что и лица с низким уровнем доходов.
В Республике Казахстан до 2006 года применялась четырехступенчатая прогрессивная шкала обложения ИПН с налоговыми ставками от 5 % до 20 % (5%, 10%, 15% и 20% при превышении пороговых значений). Переход от прогрессивной шкалы к «плоской» ставке 10 процентов произведен в 2007 году с целью снижения доли выдачи заработной платы в «конвертах».
По прошествии 16 лет, власти РК вновь предлагают перейти к прогрессивной шкале ИПН. Когда ставка ИПН будет зависеть о размера налогооблагаемого дохода. Смысл прогрессивной шкалы налога в том, чтобы более высокооплачиваемые работники вносили больший вклад в развитие страны.
В период посевных и уборочных работ механизаторы в хозяйтвах получают высокую заработную плату. Готовы ли они отдать бюджету государства более высокие налоги со своих зарплат, чем отдают сейчас? Прогрессивная шкала ИПН увеличит «серые» схемы и зарплаты «в конвертах».
Разработчики КДРП утвреждают, что на основании сведений по уплате обязательных пенсионных взносов в Казахстане у работников коммерческих организаций за 2020 год: заработная плата до 2 млн тенге зафиксированна у 6 041 761 человек (99,88 %) (включает плательщиков единого совокупного платежа, а свыше 2 млн тенге – у 7 376 человек (0,12%). Стоит ли повышать ставку ИПН ради небольшого количества человек, имеющих высокую заработную плату. Достигнут ли нововведения основной цели разработчиков – увеличения налоговых поступлений в госбюджет?
Слишком много спецрежимов
Чрезмерное многообразие режимов, их условий, критериев существенно затрудняет их применение и налоговое администрирование. Широко применяется практика «дробления» предприятий с целью оптимизации налоговой нагрузки с использованием различных специальных налоговых режимов (далее – СНР). Отсутствуют стимулы к укрупнению бизнеса, выводу «из тени» наемных работников.
КДРП в части многообразия СНР в нашей республике предлагает следующие подходы:
– объединение режимов со схожими условиями;
– упразднение невостребованных режимов;
– пересмотр условий применений режимов с учетом данных фактического применения;
– совершенствование режима «розничного налога».
Транспортный и имущественный налоги с физических лиц
В 2025 году Казахстан перейдет к единому рынку нефтепродуктов в рамках стран ЕАЭС, что автоматически приведет к существенному росту цен на ГСМ. Как следствие, возрастут совокупные издержки физических лиц на использование легковых транспортных средств учитывая налог на транспортные средства, утилизационный сбор, сбор за первичную регистрацию автомобильных транспортных средств. Особенно чувствительным такой рост будет для лиц, владеющих транспортом «эконом» класса, соответственно, необходимы меры по недопущению ухудшения их социального и материального положения.
КДРП предлагает упразднить налог на транспортные средства, но оставить налог на автомобили с повышенным объемом двигателя. Владельцы «джипов», внедорожников и автомобилей с высоким объемом двигателя будут продолжать уплачивать транспортный налог.
По налогу на имущество налоговая база по большей части объектов недвижимости, определяемая уполномоченным органом, значительно ниже их рыночной стоимости. Это особенно характерно для объектов постройки советского периода. Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2022 году составили 18 млрд тенге. Вместе с тем, 68% объектов имеют оценочную стоимость до 2 млн тенге, и сумма поступлений по ним составляет 741 млн тенге или 6,73% от общей суммы поступлений по налогу. Только у 4% объектов оценочная стоимость имущества превышает 10 млн тенге, а сумма поступлений составляет порядка 40%.
Налоговая база по налогу на имущество определяется расчетным путем по специальной методике НАО «Правительство для граждан». При определении стоимости объектов для целей налогообложения используются многочисленные коэффициенты (этажность, расположение, материал стен, благоустройство и вид отопления), которые, однако, не позволяют определить стоимость объекта таким образом, чтобы она была максимально приближена к рыночной.
В этой связи КДРП предлагает пересмотреть базы обложения налогом на имущество таким образом, чтобы расчетная стоимость объектов была максимально приближена к рыночной стоимости. Также земельный налог под домами и зданиями физических лиц «привяжут» к кадастровой стоимости участков.
Анализ налоговых льгот
Предоставление государством налоговых льгот в рамках проводимой той или иной налоговой политики является объективным фактором. Льготы дают стимул для развития экономики и служат инструментом привлечения инвестиций. Ряд льгот имеют социальную направленность или позволяют сократить издержки потребителей.
В то же время налоговые льготы сокращают собираемость налогов и могут порождать иждивенческое поведение у налогоплательщиков. Соответственно, их предоставление должно быть оправдано вескими причинами (экономическими, социальными или другими), их актуальность и эффективность должны подвергаться постоянному мониторингу и анализу.
Как показывает анализ в Казахстане отсутствует четкая регламентация понятия налоговых льгот. Кроме того, не все нормы, которые выглядят как льгота, по сути являются таковыми.
К примеру, сумма примененных льгот в 2021 году по данным Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан составила 8,1 трлн тенге, из них 3 трлн тенге или 37% только за счет применения нулевой ставки НДС при экспорте товаров. Это не льготная норма, а природа НДС, который уплачивается в стране назначения. Из 8,1 трлн тенге 1,6 трлн тенге (19,8%) приходится на перенос убытков прошлых лет.
Кроме того, не урегулирована процедура предоставления налоговых льгот и проведения анализа их эффективности. Действующие формы налоговой отчетности не до конца раскрывают детальную информацию по сумме и получателям налоговых льгот.
В этой связи в Налоговый кодекс планируют ввести детальную регламентированность процессов предоставления налоговых льгот и контроля за их применением. Также будут введены лимиты использования льгот, с целью ограничения объемов государственных расходов на налоговую поддержку.
Прочее
Кроме вышеизложенного КДРП предлагает внедрить ранее не используемый налог на предметы роскоши. Этот налог будет оплачивать ограниченный круг лиц, позволяющий себе покупать дорогие люксовые товары. Тут речь не только о яхтах и самолетах, ввоз и приобретение любых дорогих товаров и предметов роскоши будут облагатьмя новым налогом.
Планируется также провести гаромонизацию акцизов на табачные изделия.
***
Правительство РК планирует повысить налоговые поступления в бюджет республики. Для чего предлагает внести очередные изменения и дополнения в налоговое законодательство. Пока это только проект, который обсуждается и рассматривается. Уважаемые сельхозпроизводители, до принятия налоговых нововведений еще целый год, есть возможность принять участие в обсуждении, внести свои предложения в проекты или отменить предлагаемые нормы через свои общественные организации – Нацпалату Атамекен, ассоциации и союзы, либо напрямую в Правительство.
Гани Ермек