Процесс перевозки казахстанского зерна осложнит новая норма закона

13 марта 2025 года в Кодекс об административных правонарушениях вводятся изменения, согласно которым  в стране будут действовать правила о регистрации груженных автотранспортных средств свыше 13 тонн в системе ЕСУТД. Нарушение грозит ощутимыми штрафами. Применение этой нормы закона будет служить барьером и осложнит процесс перевозки казахстанского зерна, сообщает агентство АПК Новости.

Фото: inform.kz

Как рассказал глава Союза зернопереработчиков Казахстана Жомарт Мотышев, согласно вводимым изменениям, будет налагаться штраф за непредоставление перевозчиком товарно-транспортной накладной (ТТН), путевого листа при осуществлении перевозок груза, пассажиров и багажа автомобильным транспортом или осуществление таких перевозок без регистрации в единой системе управления транспортными документами (ЕСУТД), а равно незаполнение этих документов или внесение в них заведомо недостоверных сведений.

«Введение штрафов в своевременной и обязательной регистрации ТТН и путевого листа в ЕСУТ в отношении перевозки зерновых грузов автотранспортным средством является крайне недопустимым, учитывая специфику производства зерна и ее технологических особенностей», – сказал Ж. Мотышев.

ОЮЛ «Союз зернопереработчиков Казахстана» направил обращения в ряд ведомств, где сообщает, что своевременная регистрация товарно-транспортных накладных в электронной системе осложняется коротким сроком до начала массовой уборочно-заготовительной кампании и отсутствием интернета во многих населенных пунктах.

Помимо этого, ввиду аврального режима проведения уборочных работ, на практике происходят поломки автотранспортных средств в пути, перегрузы, замены маршрутов и водителей в пути, смена пунктов загрузки и выгрузки, а также другие факторы, которые потребуют кроме основного ведения электронного документооборота, замену данных и другие манипуляции в ЕСТУД, что создаст дополнительные трудности и препятствия во время массовой уборки урожая.

При этом введение административной ответственности обернутся дополнительными трудностями для крестьянских хозяйств, имеющие посевные угодья в нескольких населенных пунктах, то есть, перевалка собственного урожая между своими складами будет также требовать сопровождение в ЕСТУД.

Также, при проведении уборочной кампании, вывозка зерна осуществляется без выходных, днем и ночью, тогда как регистрировать в системе ЕСУТД путевые листы и электронные товарно-транспортные  накладные, проставлять отметки об отправке и приемке грузов в системе электронного учета в ночное время и в выходные дни не представляется возможным, так как это будет являться нарушением трудового законодательства, или повлечет существенные финансовые и временные издержки для крестьянских хозяйств, что неминуемо повлечет за собой повышение цен на конечный продукт – хлеб.

Кроме того, со стороны грузоперевозчиков возникнет потребность в административной кадровой единице, осуществляющей сопровождение электронных документов в системе ЕСУТД, в приобретении ПК, в аренде офисного здания, в обучении персонала, что будет служить основанием для  увеличения стоимости автотранспортных услуг на вывозку сельхозкультур, все это отразится на увеличении  себестоимости  сырья и готовой продукции и уменьшением конкурентоспособности.

Также в Союзе отметили, что электронное сопровождение перемещения грузов  из-за временных задержек регистрации и  отметок  в системе ЕСУТД  увеличит срок приемки и выгрузки зерна на ХПП и пунктах приемки товаров, следовательно уменьшится количество произведенных рейсов по вывозке зерновых, зернобобовых и масличных культур с полей, что повлечет за собой порчу и в крайнем случае гибель урожая в условиях дождливой осени и отсутствия у сельхозтоваропроизводителей складов временного хранения и  сушильных установок.

Таким образом, зерноперерабатывающие предприятия, как и сельхозтоваропроизводители, имеют веские основания считать, что введение административной ответственности для участников АПК приведет к срыву приближающейся уборочно-заготовительной кампании.

Учитывая, что выращивание сельхозкультур, хранение и их дальнейшая переработка являются бюджета образующими отраслями регионов, допустить подобный исход чревато серьезными последствиями вплоть до продовольственного кризиса.

В этой связи, учитывая, что зерноперерабатывающие предприятия, как переработчики зерновых культур и непосредственные участники перевозочного процесса, Союз просит отменить введение административной ответственности за непредставление перевозчиком ТТН (акта замера или взвешивания), путевого листа при осуществлении перевозок груза в электронной системе для предприятий и крестьянских хозяйств агропромышленного комплекса нашей страны, осуществляющих доставку зерновых культур в адрес мукомольных предприятий, ХПП и пункты приемки товаров.

При этом переработчики считают достаточным осуществление оформление товарно-транспортными накладными на бумажном носителе.

«Данное исключение для отечественных предприятий полагаем возможным осуществить путем внесения изменения в Правила, которым будет предусмотрено, что в отношении перевозки зерновых грузов автотранспортным средством допускается оформление путевого листа и товарно-транспортной накладной на бумажном носителе на грузовое автотранспортное средство вне зависимости технической допустимой максимальной массы», – считают в Союзе.

Перевозка зерна автотранспортом – одно из важнейших звеньев технологической цепочки уборки урожая и его внутриреспубликанских перевозок. И от того, насколько совершенен процесс автомобильных перевозок зерна, во многом зависит себестоимость конечного продукта – хлеба на столах казахстанцев, также отметили в Союзе зернопереработчиков Казахстана.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы