Проблема трансграничных водных ресурсов обостряется для Казахстана

На пограничной реке Хоргос Казахстан и Китай собираются построить водохранилище, с помощью которого надеются отрегулировать проблему орошения местных полей. Однако, как выяснилось, алматинский филиал «Казводхоза» не согласовал этот проект с Минэкологии, в котором заявили о том, что «не в курсе предстоящей его реализации», сообщает «МК в Казахстане».

Фото: pixabay.com

Один на два не делится

О том, что Казахстан и Китай могут построить водохранилище на объединенном гидроузле «Достык», стало известно в ходе недавней рабочей поездки в регион генерального директора РГП «Казводхоз» Комитета по водным ресурсам Алтая Елжасова.

Дело в том, что в предыдущие несколько лет в этом гидроузле наблюдается очень небольшой приток воды из сопредельного государства, что долгое время списывали на изменение климатических условий в регионе. Однако, по данным алматинского филиала «Казводхоза», ухудшающиеся с каждым годом условия орошения переполнили чашу терпения казахстанских фермеров и во избежание негативных последствий местные власти задумали решить проблему возможным путем строительства водохранилища на реке Хоргос.

Напомним, река Хоргос начинается на границе Казахстана и Китая в высокогорном стыке хребтов Джунгарский Алатау и БороХоро. Ее длина 180 километров, 160 из которых — граница между Казахстаном и КНР. Питание ледниковое, и в гораздо меньшей степени полноводность водотока зависит от осадков и подземных источников. Соответственно, внешние условия — изменение климата, засушливые сезоны не настолько сильно оказывают влияние на Хоргос, как об этом можно было бы подумать.

Зато вдоль ее течения расположены небольшие, но интенсивно развивающиеся за счет своего приграничного положения населенные пункты, главный из которых на казахстанской стороне — Хоргос, в котором расположены таможня и погранзастава РК, тогда как населенные пункты на китайской стороне относятся к интенсивно развивающемуся Синьцзян-Уйгурскому автономному району. Который, к слову, для своего развития все больше использует расположенные на его территории водотоки, в том числе трансграничных рек.

Но местные власти, в том числе руководитель панфиловского производственного участка алматинского филиала РГП «Казводхоз» Турысбек Нурахметов, утверждают, что «одной из основных проблем в районе является нехватка поливной воды, что все-таки напрямую связано с экологической обстановкой. Например, с тем, что в горах происходит уменьшение ледников, что приводит к меньшему притоку воды. Обе страны разделяют эту речную воду поровну». Предлагают решить создавшуюся проблему кардинально, построив водохранилище на объединенном гидроузле «Достык», что расположен на территории села Баскунчан Панфиловского района Алматинской области.

Местные власти настолько вдохновились этой идеей, что уже задумались о разработке в ближайшее время проектно-сметной документации по строительству нового водохранилища на реке Хоргос и внесении соответствующего предложения в МЭГПР и в Правительство РК.

Вот только в отношении Минэкологии может выйти неувязка. Как сообщили «МК» в главном экологическом ведомстве, об этом проекте, а тем более о его реализации в ближайшее время, никто не слышал. И потому его, соответственно, нет ни в каких водных планах республики. Во всяком случае, тех, на которые должно быть выделено республиканское или иное, например, инвест-финансирование. Но даже если бы и были, то, поскольку объединенный гидроузел, введенный в эксплуатацию в 2013 году, находится на границе с КНР на трансграничной реке Хоргос, казахстанским властям явно пришлось бы считаться с тем, что накопленной водой, скорее всего, пользовалась бы и соседняя сторона.

«Данный объект находится в трансграничной зоне. Поэтому это вопрос, который рассматривается на уровне правительств двух стран. Тем не менее сейчас, определив место для строительства объекта, местные исполнительные органы рассмотрят проектно-сметную документацию и представят ее в Минэкологии», — подтвердил генеральный директор РГП «Казводхоз» Алтай Елжасов.

Трансграничная вода

Для Казахстана использование водных ресурсов трансграничных рек — это особая и достаточно серьезная тема. По оценкам экспертов, республика является одной из стран Евразийского континента, которая в значительной степени испытывает дефицит водных ресурсов. Хотя бы по той простой причине, что около половины ее поверхностных вод, а это свыше 46 тысяч кубокилометров, поступает с территории сопредельных государств. Плюс за последнюю пару десятилетий наблюдается явная тенденция сокращения естественных ресурсов поверхностных вод самой РК.

При этом из общего объема сокращения годового стока около 90 процентов составляет сокращение стока из соседних государств, потому как пять из восьми водных бассейнов, что располагаются на территории республики, формируются за пределами Казахстана.

Если говорить конкретно о КНР, то и там, в свою очередь, испытывают дефицит водных ресурсов, нуждаясь во всевозрастающих объемах воды для обеспечения потребностей промышленности, сельского хозяйства и снабжения растущих городов. В этом контексте вопрос урегулирования водных отношений Казахстана и Китая имеет стратегическое значение для обоих государств, но его роль для РК неизмеримо важнее.

Между тем проблема использования водных ресурсов трансграничных рек для Китая и Казахстана не является новой. Она возникла на рубеже 70-80-х годов прошлого столетия — еще во времена Советского Союза. И хотя в тот период была достигнута договоренность с КНР о выработке межгосударственного соглашения, что регулировало бы вопросы совместного использования и охрану трансграничных рек, вследствие различных подходов сторон к этой проблеме окончательного решения вопроса так и не было принято. В итоге все нерешенные проблемы достались независимому Казахстану, благо по территории обоих государств протекает ни много, ни мало, а целых 23 трансграничные реки. И потому до сих пор самым проблемным моментом двусторонних казахстанскокитайских отношений в плане совместного использования водных ресурсов является вопрос увеличения водозабора из трансграничных рек Или и Иртыша на территории КНР. Эта проблема особенно обострилась осенью 1998 года, когда власти Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая приступили к ускоренному строительству канала Черный Иртыш — Карамай, который предназначался для отвода части вод верховий Иртыша в район нефтяного месторождения Карамай близ Урумчи. Как заявила китайская сторона, она была намерена ежегодно забирать из Иртыша более 450 миллионов кубометров воды, со временем увеличив это число до 1,5 миллиарда кубометров. Забор воды также предполагали производить и из реки Или. Что, конечно же, не могло не встревожить Казахстан. По оценкам экспертов, реализация КНР своих замыслов уже ведет к нарушению сложившегося режима водоснабжения и сильно бьет по промышленности и сельскому хозяйству северо-восточных и центральных областей РК. Но самое серьезное, что может случиться и сильно ухудшить экологическую обстановку в зоне озер Балхаш и Зайсан, — то, что при таких темпах забора воды Китаем из трансграничных водотоков они запросто повторят трагедию Арала. Только уже гораздо в больших масштабах.

Кто виноват и как делить?

Таким образом, располагая большим количеством трансграничных рек с истоками на его территории, Китай получает значительные преимущества во взаимоотношениях с сопредельными государствами, сознательно не заключая со многими из них соглашения о совместном использовании и охране международных вод. Китайская сторона очень тщательно изучает все аспекты использования водных ресурсов на весьма длительную перспективу с учетом своих демографических тенденций и возможности полного освоения водных ресурсов на своей территории. С этой целью КНР располагает сетью научно-исследовательских и проектных организаций системы Министерства водных ресурсов, финансирование которых резко увеличивается из-за расширения спектра работ по оценке водных ресурсов, роста водохозяйственного строительства, освоения новых орошаемых земель.

Кроме того, эксперты-водники отмечают, что в отношении трансграничных рек Китай избегает принятия каких-либо обязательств по соблюдению международных правил. В официальных источниках термин «трансграничные воды», или «международные водотоки» не упоминается, что свидетельствует об односторонней позиции КНР в вопросах использования трансграничных рек. В институциональном отношении все это подкрепляется устойчивой позицией Министерства водных ресурсов КНР, которое, как уже говорили, определено государственным органом управления водными ресурсами и наделено широкими полномочиями для осуществления единой водохозяйственной политики, что не могло не перевести этот вопрос из экономической плоскости в политическую.

Хотя после обретения Казахстаном суверенитета перед китайской стороной неоднократно ставился вопрос о необходимости правового оформления двусторонних отношений в этой области, инициативы, надо признать, не находили понимания в Пекине.

Понадобилось обращение Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева лично к Председателю КНР Цзян Цзэминю, чтобы начать переговоры по трансграничным рекам. После чего вопрос трансграничных рек постоянно обсуждали на высшем уровне между руководителями Казахстана и Китая. Но только в мае 1999 года в Пекине начались двусторонние консультации по проблеме использования трансграничных рек, в том числе и Хоргоса.

Что касается дня сегодняшнего, то место для строительства возможного водохранилища на реке Хоргос пока точно не определено, хотя, согласно информации, которой поделились с нашим изданием в алматинском филиале «Казводхоза», наиболее приемлемым для строительства может стать сам водоток. Вторым вариантом, хотя и маловероятным, может оказаться канал, отводящий воду с реки Хоргос на казахстанские поля.

Но в любом случае водозабор Хоргоса, который играет немаловажную роль в питании реки Или, усугубит и без того маловодное положение последней, приведя к практическому обесточиванию этой трансграничной реки. Будет ли на Хоргосе построена плотина для удержания воды, чтобы орошать местные поля, или будет еще несколько каналов (помимо двух уже существующих), отводящих воду с пограничного водотока, к хорошему реализация этой идеи точно не приведет. Выходом не станут даже надувные плотины, которые сегодня применяют на трансграничной реке Сырдарья, уж слишком разные условия и договоренности существуют между государствами, которые делят водотоки.

В качестве подтверждения достаточно отметить, что многолетние двусторонние переговоры привели лишь к раскрытию гидрологической информации со стороны Китая и достижению небольшого соглашения о разделе воды на упоминаемой реке Хоргос. Но даже оно, по свидетельствам земледельцев Алматинской области, не смогло полностью и до конца разрешить создавшуюся ситуацию, потому как с момента подписания китайская сторона в разы увеличила забор воды, хотя, согласно договору, этот водоток должен был делиться поровну. В результате тысячи гектаров посевных полей и обрабатывающих их фермеров продолжают ежегодно страдать от засухи и дефицита воды. Круг замкнулся.

Поделиться материалом

Читать ещё

  • Опрос

    Каковы перспективы у запрета на импорт пшеницы в РК?

    Показать результаты

    Загрузка ... Загрузка ...
  • Архивы