Правила проверки грузового автотранспорта намерены дополнить
Эвакуация грузового автотранспорта, изъятие его госномера, установка блокираторов на колеса и прочие меры сотрудников транспортного контроля предлагается ввести в Казахстане при правонарушениях водителями грузовых машин. Подробности у корреспондента ИА «АгроИнфо».
Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан предлагает внести изменения в Правила организации работы постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан (далее – действующие Правила). Соответствующий проект приказа с изменениями и дополнениями ведомство опубликовало на государственном портале «Открытые НПА» (далее – Проект).
Пункт 17-1 действующих Правил планируется дополнить еще четырьмя основаниями для остановки сотрудниками постов транспортного контроля (далее – ПТК) грузового автотранспортного средства:
1) проверка разрешений и других документов, необходимых для осуществления международных автомобильных перевозок иностранными автотранспортными средствами;
2) проверка налогового органа на наличие товарно-транспортных накладных на импортируемые товары и соответствия наименования товаров сведениям, указанным в них;
3) проверка по обращениям, поступившим в Комитет транспорта МИИР РК и его территориальные органы в порядке, предусмотренном Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан;
4) по основаниям, предусмотренным Предпринимательским кодексом Республики Казахстан для проведения внеплановой проверки и (или) профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля.
Остановка грузового транспорта налоговыми органами для проверки накладных на импортируемые товары уже предусмотрена статьями 19 и 142 Налогового кодекса РК. Об этом издание «АгроИнфо» уже публиковало материал. С целью пресечения незаконных схем импорта российского зерна налоговиками будут проводится проверки импортируемых грузов.
Кроме того, Предпринимательский кодекс РК в рамках проведения внеплановых проверок и контроля с посещением субъектов позволяет останавливать транспортные средства.
Проектом предлагается дополнить действующие Правила мерами и мероприятиями, которые осуществляют транспортные инспекторы в отношении водителей транспортных средств, нарушивших требования законодательства. Теперь сотрудники ПТК будут вправе произвести ряд мер, которые действующими Правилами не предусмотрены.
Планируется ввести новый пункт 17-2 в действующие Правила, который регламентирует алгоритм действий сотрудников ПТК. Так, в случае невыполнения водителем требования об остановке транспортного средства или воспрепятствования, выразившееся в отказе от предоставления необходимых документов для проверки либо отказе от проведения измерения фактических весовых и габаритных параметров транспортного средства, сотрудники ПТК после фиксации данного факта с участием двух понятых (при наличии) или с применением технических средств аудиовидеозаписи возбуждает дело об административном правонарушении, в порядке и сроки, предусмотренные КоАП.
При отказе водителя в предоставлении необходимых документов для проверки или от проведения измерения фактических весовых и габаритных параметров транспортного средства и оставления им средства на дороге без присмотра, когда установить его место нахождение не представляется возможным, сотрудник ПТК:
1) осуществляет задержание и доставление транспортного средства для его временного хранения на специальные площадки, стоянки или площадки, прилегающие к ПТК, с использованием другого транспортного средства (эвакуатора) о чем составляется акт установленной формы;
2) при отсутствии другого транспортного средства (эвакуатора), позволяющего доставление задержанного транспортного средства, производит его визуальное обследование (осмотр) с участием понятых;
3) в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения или когда в силу других объективных причин нет возможности для привлечения физических лиц в качестве понятых, осмотр производится с применением технических средств аудиовидеозаписи;
4) после завершения осмотра, в целях запрещения эксплуатации задержанного транспортного средства производится изъятие его государственного регистрационного номерного знака и при нахождении его за пределами проезжей части на колеса ведущей оси устанавливаются блокираторы (блокирующие устройства, устанавливаемые на колесо транспортного средства, исключающее возможность его дальнейшего движения) в присутствии двух понятых и/или с применением технических средств аудиовидеозаписи, о чем составляется соответствующий протокол;
5) изъятый государственный регистрационный номерной знак задержанного транспортного средства упаковывается, опечатывается и заверяется подписью сотрудника ПТК и понятых (при наличии);
6) до рассмотрения дела об административном правонарушении изъятый государственный регистрационный номерной знак задержанного транспортного средства хранится в месте, определяемом Инспекцией;
7) после рассмотрения дела в соответствии с вынесенным постановлением возвращает водителю или владельцу задержанного транспортного средства изъятый государственный регистрационный номерной знак и производит снятие блокираторов, установленных на колеса его ведущей оси.
В случае поломки транспортного средства после его остановки или в ходе его проверки на ПТК действия водителя должны быть расценены как создание препятствий в осуществлении служебных обязанностей сотрудников ПТК.
При вышеуказанных правонарушениях в случае, когда нет возможности доставить груженый автотранспорт на штрафстоянку, должны быть приняты новые меры. Возможным станет изъятие государственного номера транспортного средства – часть орудия (предмета) правонарушения согласно статьям 794-795 КоАП РК. А поскольку, эксплуатация транспортного без государственного номера согласно статье 51 Закона РК «О дорожном движении» запрещена, предлагается на колеса задержанного транспорта устанавливать блокираторы, так как, транспортные средства, повреждающие или загрязняющие элементы дороги, либо крупногабаритные и (или) тяжеловесные транспортные средства, не имеющие специального разрешения, согласно статье 18 Закона РК «Об автомобильных дорогах» должны быть выведены за пределы проезжей части дороги.
Предлагается Проектом и продолжение работы по оснащению сотрудников ПТК весовым оборудованием с функцией передачи данных. Проверки фактических весовых и габаритных параметров транспортных средств и определения величины их превышения над допустимыми параметрами, установленными на территории Республики Казахстан, производятся с использованием переносных мобильных весов с функцией передачи данных в Ситуационный центр. Применение такого оборудования, по мнению МИИР, должно исключить коррупционные факторы в работе сотрудников ПТК, а также улучшить проведение внутреннего контроля.
Напомним, что проект нормативного правового акта не имеет юридической силы и не несет законодательного действия. Опубликован проект для обсуждения и внесения предложений на официальном портале.
Гани Ермек