Повышенный земельный налог уже платят
Статья от 12.10.2015 г.
С 1 января 2015 года в Казахстане недобросовестные землепользователи должны платить земельный налог в 10 раз превышающий привычные ставки. Работа по выявлению таких арендаторов государственной земли идет полным ходом.
В начале года газета «АгроИнфо» публиковала материал о предстоящих проверках землепользователей республики на предмет использования земельных участков. Проверки проводились с целью выявления нарушений земельного законодательства и начисления на земельные участки увеличенного в 10 раз земельного налога согласно статье 387 Налогового кодекса РК (далее – НК РК). На сегодня проверки идут и уже дают свои результаты, подробнее читайте ниже.
Доверяй, но проверяй
По словам исполняющего обязанности руководителя ГУ «Управление по контролю за использованием и охраной земель акимата Костанайской области» Владимира Крячко (на снимке), контроль за использованием земель сельскохозяйственного назначения в аграрной области имеет особое значение.
– Сейчас мы ведем проверки землепользователей в соответствии с законом РК «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан» и разработанным ранее алгоритмом взаимодействия с областным Управлением государственных доходов, – говорит Владимир Васильевич.
– К какому виду проверок согласно закону «О государственном контроле и надзоре» относятся Ваши проверки землепользователей?
– Это внеплановые проверки по обращениям юридических и физических лиц согласно статье 16 названного вами закона. К нам письменно обращаются отделы земельных отношений, акиматы районов, сельских округов, предприниматели с просьбой провести проверку того или иного землепользователя. На основании таких обращений мы начинаем процедуру проверки в рамках законодательства. Затем выезжаем на земельные участки и проверяем, используются ли земли в соответствии с земельным законодательством.
Если есть нарушения – не используется земля, используется не по назначению и прочие, то составляем акт, выписываем штраф и направляем сведения в Управление госдоходов. В эти сведения также входит информация о балле бонитета участка, оценочная стоимость, РНН, наименование землепользователя. Далее уже работа Управления госдоходов по начислению и уплате повышенного земельного налога.
Статьями 338-339 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафов. Также выдаем землепользователю предписание об устранении выявленных нарушений, второй экземпляр предписания регистрируем в органах юстиции для наложения обременения на проверенный земельный участок. Это делаем для того, чтобы землепользователь не смог совершить какие-либо юридические действия с участком до момента устранения нарушений, например, отдать в залог банку.
– А извещение, уведомление о предстоящей проверке вручаете землепользователям?
– Нет, согласно статье 19 закона «О государственном контроле и надзоре», мы не обязаны извещать о внеплановых проверках по обращениям физических и юридических лиц. Когда после проверки мы выдаем предписание об устранении выявленных нарушений (а согласно статье 94 Земельного кодекса РК сроки исполнения предписания варьируют от трех месяцев до года в зависимости от нарушения), по истечении этих сроков мы вновь проводим внеплановую проверку – это контроль за исполнением ранее выданного предписания. Вот об этом контроле мы обязаны за сутки до начала проверки известить землепользователя.
– Владимир Васильевич, каковы сроки проведения проверок?
– Сроки проверки выдерживаем в соответствии со статьей 20 закона «О государственном контроле и надзоре». Для субъектов микропредпринимательства – пять рабочих дней, для субъектов малого, среднего и крупного предпринимательства, а также для проверяемых субъектов, не являющихся субъектами частного предпринимательства, – тридцать рабочих дней.
Выписка из статьи 6 Закона Республики Казахстан от 31 января 2006 года № 124 «О частном предприни-мательстве»:
Пункт 5-1. Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше тридцатитысячекратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.
– За пять рабочих дней успеваете проверить землепользователя?
– Добросовестных землепользователей успеваем. А тех, кто убегает от наших специалистов, скрывается, не берет трубку телефона и совершает прочие не дально- и не благовидные поступки, порой не успеваем проверить в сроки. Но здесь мы привлекаем органы полиции, разыскиваем, приостанавливаем проверки, если нужно, но все равно со временем находим их, даже через суд. Проверки на использование земельных участков таким землепользователям все равно не избежать. Закроем одну не совершенную проверку, откроем следующую, но своего добьемся.
Результаты проверок
– А если землепользователь сразу после вашей проверки устранил нарушение – не в течение года, как ему позволяет 94-я статья Земельного кодекса, а раньше? Допустим, в текущем году погода не давала аграриям засеять, кто-то и не успел провести сев на всех площадях. А вы приехали, проверили – не посеял, значит, повышенный налог плати. А потом позже после проверки фермер запаровал эти недосеянные участки пашни или травы на них посеял. Как тут – вы отзываете предписание и сведения из налоговых органов?
– Да, такое возможно. В таком случае мы сразу проверяем, действительно ли устранил выявленные нарушения землепользователь. Выезжаем на поле, проверяем тот же участок и потом направляем сведения в Управление госдоходов. Выдаем землепользователю документ о снятии предписания и устранении нарушений, который он сам может предоставить в налоговые органы и тем самым снять начисление повышенного земельного налога. Ведь это в его интересах.
– Владимир Васильевич, результаты таких проверок в Костанайской области на сегодня озвучите?
– По результатам проверок мы подали сведения в Управление государственных доходов о 99 сельхозформированиях, не использующих земельные участки общей площадью 160 тысяч га в соответствии с земельным законодательством. Теперь эти землепользователи должны платить в 10 раз больший налог, чем платили прежде. Или начать использовать земли в соответствии с законом.
Изменение налогового законодательства в части повышения ставок земельного налога дает свои плоды. Так, в ходе проверок 15 хозяйств добровольно отказались от права землепользования и расторгли договоры аренды на общей площади 25 тыс. га. При отказе от права землепользования проверка прекращается. По информации из Управления земельных отношений, также есть землепользователи, которые по своей иници ативе прерывают и расторгают договоры аренды без каких-либо проверок. Теперь все эти земли перешли в категорию земель запаса.
Законодательство меняется для того, чтобы фермеры перестали держать земельные участки что называется «про запас» или для каких-то мошеннических схем. Государственная земля должна быть использована только в соответствии с Земельным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. С этой целью мы и работаем.
– Спасибо за интересную беседу!
Налоговые меры
По словам специалиста ГУ «Управление государственных доходов по Костанайской области», пожелавшего остаться неизвестным, к ним поступают сведения от Управления по контролю за использованием и охраной земель о землепользователях, не использующих участки в соответствии с земельным законодательством, которые, в свою очередь, направляются по районам области. После чего налогоплательщикам направляются уведомления об устранении нарушений налогового законодательства Республики Казахстан. Срок исполнения данного налогового уведомления согласно статье 608 НК РК составляет 30 рабочих дней.
Гани Ермек