Почему в Казахстане еда становится всё дороже?
Рост цен на продукты питания не устает удивлять казахстанцев. Вопреки всем обещаниям правительства сдерживать цены на социально-значимые товары, люди тратят на основной продуктовый минимум все больше и больше, передаёт Rezonans.
Если сравнить цены за последние 9 лет, очевидно, что «принимаемые меры» не просто не работают, а дают прямо противоположный результат. Ряд продуктов питания подорожали почти вдвое. Рекорд по росту принадлежит сливочному маслу: за 9 лет оно стало дороже на 91% – с 1240 до 2368 тенге за килограмм. Второе место занимает хлеб (формовой, сдерживание цены на него, напомним, один из приоритетов для власти): совокупный рост за эти годы составил 89,7% – с 78 до 148 тенге. Тройку лидеров замыкают куриные окорочка с ростом на 83%. Самый медленный рост показало демократичное подсолнечное масло – за. 9 лет этот продукт стал дороже «всего лишь» на 35%.
У чиновников всегда находится объяснение росту цен. К примеру, очередное подорожание фруктов и овощей привычно объясняют сезонностью. Дорогие крупы – ростом мировых цен. Рост цен на мясо – стали объяснять активным его вывозом за рубеж, хотя окорочка, конина и баранина практически не уходят на экспорт. Кстати, именно ростом цен на мясо министерство сельского хозяйства объяснило свое решение запретить экспорт КРС из Казахстана, хотя цифры упрямо показывают ежегодный неуклонный рост, а продавать скот за рубеж фермеры стали лишь в прошлом году.
Но всегда ли честны чиновники в своих объяснениях? Попытаемся разобраться, что же реально влияет на себестоимость продукции, и как формируется розничные цены для покупателей.
Отдельную строку в расходах производителей занимает ГСМ, цены на которые выросли с 80 до 185-200 тенге после отказа Минэнерго от регулирования цен на дизельное топливо (в 2016 году). Солярка в сельском хозяйстве используется повсеместно – при посеве и уборке, при транспортировке продукции. Ее доля в структуре себестоимости варьируется от 10 до 40%, а значит ее удорожание на 130-150% влечет собой повышение цен на продовольствие минимум на 10-20%.
Прошедшие девальвации отразились на цене техники и запчастей – они также подорожали в 2 и более раза. Отечественное производство тракторов и комбайнов здесь особо роли не играет, их цены растут в унисон с импортной техникой, а то и быстрее. Причина проста: в стране налажена лишь сборка, а доля человеко-часов, затраченных на прикручивание колес и приклеивание наклеек, на снижение стоимости техники сыграть не может.
Меры государственной поддержки сельхозпроизводителей большого эффекта на ценообразование не оказывают. И это понятно: общие размеры субсидий не превышают и 4% от валового объема производимой продукции, да еще и с получением этих денег то и дело возникают сложности. Кредитные ресурсы, кстати, тоже не дешевые (ставка по кредитам на оборотные средства составляет 15-16% годовых) и доступны лишь крупным предприятиям, способным предоставить ценное имущество в залог.
Особое место в «ценовой цепочке» занимают посредники – те, кто покупает продукцию у сельхозпроизводителей и продает ее торговым сетям и на городские рынки. К сожалению, многолетние обещания чиновников выстроить систему, при которой фермеры смогут без посредников поставлять свою продукцию потребителям, пока остались лишь планами. Фермерские рынки работают раз в месяц, и то из-под палки. И ценовой тон по-прежнему задают именно посредники и сами торговые сети. По разным данным, их торговые оптовые и розничные наценки достигают от 30 до 60% от стоимости продукта.
Интересно, что один из инструментов господдержки направлен непосредственно на поддержку тех самых посредников. Сегодня при всех областных акиматах и городах республиканского значения созданы стабилизационные фонды, главная задача которых – сдерживание цен на социально-значимые продовольственные товары. Акиматы и социально-предпринимательские корпорации, вместо выделения кредитов фермерам под гарантированный урожай по низкой цене, щедро выделяют их торговым сетям, причем – без процентов.
Вот такая странная «производственно-торговая цепочка» сформировалась и уже прочно закрепилась в нашей стране. Страдают от этого «начальное звено» – сельхозпроизводители, которые получают минимум прибыли за свой труд, и никак не могут выбраться из кредитной кабалы, и «конечное звено» – покупатели, вынужденные буквально с каждым днем тратить на продукты все больше и больше. Зато очень комфортно «середине» – посредникам, ведь они без каких-либо серьезных физических и капитальных вложений получают хорошую прибыль от перепродажи.