По новым правилам: какие изменения ждут животноводческую отрасль страны
Министерство сельского хозяйства планирует ввести запрет на вывоз с территории Казахстана маточного поголовья КРС и МРС на полгода, а также ввести количественные ограничения в отношений бычков старше 12 месяцев и баранчиков старше 6 месяцев. Соответствующие проекты приказов находятся на согласовании в госорганов, передаёт ИА «АгроИнфо» со ссылкой на пресс-службу МСХ РК.
Данные меры необходимы в первую очередь для развития животноводческой отрасли страны. В частности, ранее действовавшие аналогичные запреты позволили достичь динамики в росте численности маточного поголовья по всем видам скота. На 1 января 2023 года поголовье КРС увеличилось на 2,5%, что положительно сказалось на обеспеченности внутреннего рынка мясом. Также выросли объемы переработки мяса на 7,7% до 176,7 тыс. тонн.
Также отметим, что за последние 5 лет на поддержку отрасли животноводства выделено 556 млрд тенге, в том числе 211 млрд тенге на развитие мясного скотоводства.
Вместе с тем, запланированы некоторые изменения по части субсидирования отрасли. К примеру, в проекте новых правил предусмотрено исключение 2 направлений из действующих 7 в мясном скотоводстве.
В частности, будут отменены субсидирование содержания племенного быка-производителя (аренда быков и баранов-производителей) и приобретение импортированного маточного поголовья КРС, соответствующее породному происхождению.
В 2022 году доля данных видов субсидии в общем объеме субсидии на мясное скотоводство и овцеводство составила всего 4,1% или 2,4 млрд тенге.
Норма субсидирования аренды быков и баранов-производителей была исключена из-за высоких коррупционных рисков, а также по причине наличия уже существующего инструмента – субсидирования стоимости приобретенного племенного производителя, таким образом на одно направление приходится 2 инструмента поддержки.
Норма субсидирования стоимости импортированного маточного поголовья крупного рогатого скота, соответствующее породному происхождению, была исключена по аналогичной причине.
При этом важно подчеркнуть, что объемы финансирования в целом по господдержке племенного дела в животноводстве остались неизменными. Потери субсидий от аренды производителей и стоимости импортированного маточного поголовья КРС, соответствующее породному происхождению, можно восполнить за счет существующих инструментов поддержки о которых было сказано.
Кроме того, проект новых правил предусматривает предоставления больше свободы фермерам в вопросах выбора способов ведения селекционно-племенной работы в рамках технологии производства. В частности, фермер сам в зависимости от своих возможностей может выбрать приемлемый для себя способ воспроизводства, а также нагрузку на одного производителя в пределах научно-обоснованных норм.
Наряду с этим, в ходе обсуждения проекта новых правил субсидирования были учтены рациональные предложения фермерского сообщества. В частности, из первоначальной версии правил были исключены такие нормы как обязательность подтверждения отцовства полученного приплода методом ДНК-анализа при вольной случке племенного маточного поголовья, сокращены сроки сохранения просубсидированного производителя с 24 месяцев до 18 месяцев, приведены в соответствие с зоотехническими нормами нормативы выбытия животных путем дополнительного включения в него вынужденного убоя и выбраковки.
Что касается проекта новых правил по инвестиционному субсидированию, в части мясного животноводства, то здесь исключено субсидирование строительства новых откормплощадок для КРС, так как на сегодняшний день средняя заполняемость действующих составляет около 40%. Таким образом высвободившиеся средства планируется перенаправить на техническое и технологическое перевооружение существующих предприятий.
Исключается норма и по субсидированию стоимости передвижных вагончиков по причине высоких коррупционных рисков, в частности, из-за большого разброса их стоимости и возможности поставок восстановленных старых вагончиков вместо новых.
Также внесены изменения и по субсидированию строительства колодцев и скважин. Это было сделано, с целью максимального снижения существовавших высоких коррупционных рисков в соответствии с рекомендациями Антикоррупционной службы.
Во-первых, конкретизированы и ужесточены требования к качеству строительных материалов, используемых для строительства (диаметр и толщина труб), а также к подрядчикам, которые должны быть лицензированы, что позволить лучше защитить интересы фермеров.
Во-вторых, исключена норма по субсидированию стоимости глубинных насосов, инверторов, электростанций из-за большого разброса их стоимости, что создавало условия для приписок и незаконного получения субсидий. С другой стороны, это оборудование занимает лишь малую часть от стоимости бурения и материалов.
В-третьих, конкретизирована норма по определению глубины скважины, подлежащей субсидированию. Ранее установленная глубина 50 метров для всех регионов и 375 метров для аридных зон не в полной мере учитывала реальную ситуацию на местах. В настоящее время уточнение данной нормы, а также нормативов субсидирования все еще продолжается совместно с научными и специализированными организациями. Окончательное решение по ней будет принято в ближайшее время.
На сегодняшний день проекты правил субсидирования находятся на согласовании в государственных органах и в ближайшее время будут утверждены.