Пастбищные баталии Казахстана
Ужесточение условий землепользования пастбищами, введение новых определений, как пастбищепользователь и общественные пастбища, обязательства по восстановлению и улучшению пастбищ и другие перемены сулит новый закон по вопросам использования пастбищ.
Президент Республики Казахстан К.-Ж. Токаев подписал Закон РК от 27 февраля 2024 года № 65-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам использования пастбищ» (далее – Закон). Закон вступит в юридическую силу 29 апреля 2024 года и вносит изменения в ряд законодательных актов РК.
Действующие землепользователи
Так в Земельный кодекс Республики Казахстан (далее – ЗК РК) в статью 65 в пункт 1 к обязательствам землепользователей добавлены два подпункта:
…
14) не допускать и не производить снятия и (или) уничтожения плодородия почв в оградительных или иных целях, в том числе способствующих причинению вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде, а также имуществу физических и (или) юридических лиц;
15) использовать земельные участки сельскохозяйственного назначения в соответствии с установленным видом угодий.
В целом всегда так следовало землепользователям использовать участки в соответствии с угодьями или с целевым назначением. Но, теперь дополнительно в отдельный подпункт выведено данное обязательство землепользователей при использовании участков.
В пункте 4 статьи 92 ЗК РК ранее к случаям неиспользования земельного участка, предоставленного для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства по назначению, относился случай на пастбищах – это отсутствие сельскохозяйственных животных для выпаса либо их наличие в количестве менее двадцати процентов от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ, установленной МСХ РК, и (или) отсутствие сенокошения в целях заготовки кормов. Теперь Законом в этот подпункт внесены изменения – вместо менее двадцать процентов от нагрузки сделали менее пятидесяти процентов. Таким образом, законодатели ужесточают условия использования уже имеющихся в землепользовании у фермеров пастбищ. Если сейчас 20% от предельно допустимого поголовья нужно содержать тем землепользователям, что имеют пастбищные участки. То с 29 апреля текущего года согласно норме Закона это поголовье должно быть не менее 50% от предельно допустимой нормы нагрузки на пастбища.
В статью 93 ЗК РК к случаям использования земельного участка с нарушением законодательства Республики Казахстан добавили и использование земельного участка или его части с нарушением требований, определенных правилами рационального использования пастбищ. Сейчас пока к таким случаям относят использование земельного участка с нарушением требований, определенных правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения. В скором времени и нарушение правил рационального использования пастбищ отнесут к случаям неправомерного использования земель.
Напомним, обе статьи 92 и 93 ЗК РК предусматривают принудительное изъятие участков из землепользования за оговоренные в статьях нарушения.
Также Законом изменен пункт 3 статьи 14 Закона РК «О пастбищах». В этом пункте в текущий момент есть такое условие предоставления пастбищ: «в случае отсутствия на пастбищах в течение двух лет сельскохозяйственных животных для выпаса либо их наличия в количестве менее двадцати процентов от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ и (или) отсутствия сенокошения в целях заготовки кормов земельные участки подлежат изъятию в порядке, предусмотренном земельным законодательством Республики Казахстан». С 29 апреля этот же пункт статьи 14 будет звучать следующим образом: «в случае отсутствия на пастбищах в течение одного года (с момента первоначального выявления факта неиспользования) сельскохозяйственных животных для выпаса либо их наличия в количестве менее пятидесяти процентов от предельно допустимой нормы нагрузки на общую площадь пастбищ и (или) отсутствия сенокошения в целях заготовки кормов такие пастбища подлежат принудительному изъятию в порядке, предусмотренном земельным законодательством Республики Казахстан. Только один год дадут на возможность заполнить пастбища стадом с поголовьем не менее 50% от допустимой номы нагрузки скота на пастбищах.
Кроме того, в пункт 4 статьи 98 ЗК РК с конца апреля 2024 года будет введен дополнительный запрет – запрещается перевод пастбищ, предназначенных для удовлетворения нужд населения для выпаса сельскохозяйственных животных личного подворья, в том числе общественных пастбищ, в другие виды сельскохозяйственных угодий. Пастбищные участки теперь нельзя перевести в иные виды сельскохозяйственных угодий. Если в документах, правоустанавливающих землепользование, указан вид участка как пастбища, его теперь нельзя будет изменить на иные виды угодий. Несмотря на то, что еще в середине 90-х годов прошлого века эти пастбища распаханы, ежегодно засеваются и убираются. Но, если есть возможность, то до 29 апреля текущего года, пока Закон не вступил в силу, можно подать документы на перевод пастбищ в иные угодья. Даже если процесс перевода не завершится к концу апреля, он все равно должен быть доведен до конца, поскольку закон обратной силы не имеет.
Новые пастбищепользователи
Закон внес ряд изменений в Закон РК от 20 февраля 2017 года № 47-VI «О пастбищах». В него введено новое определение общественные пастбища – пастбища, расположенные на прилегающей территории населенных пунктов и находящиеся в государственной собственности, предназначенные для удовлетворения нужд местного населения по выпасу маточного поголовья сельскохозяйственных животных личного подворья. Только коровы, кобылы, овцематки, козы и прочее маточное поголовье селян и сельских жителей могут пастись на общественных пастбищах, следует из определения.
В Закон «О пастбищах» будет добавлена новая статья 3-1 «Государственная поддержка пастбищепользователей и объединений пастбищепользователей (простых товариществ, консорциумов)», которая гласит, что государственная поддержка пастбищепользователей и объединений пастбищепользователей (простых товариществ, консорциумов) осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий. В населенных пунктах Казахстана появится новый вид объединения – пастбищепользователей.
План по управлению пастбищами и их использованием теперь будет в типовом варианте разрабатывать Минсельхоз РК, а местные исполнительные органы будут на основе типового разрабатывать свой план по управлению и использованию пастбищами. Теперь в разработке Планов по управлению пастбищами (далее – План) будут участвовать и вновь образованные объединения пастбищепользователей. Почти все прежние пункты в Плане остаются, срок действия Плана будет увеличен с двух до пяти лет. План вновь станет нормативным правовым актом. Причем пункт 2 статьи 43-1 ЗК РК дополнен новым абзацем: Включение пастбищ в перечень земельных участков, выставляемых на конкурс по предоставлению права временного возмездного землепользования (аренды) для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, сельскохозяйственного производства, осуществляется с учетом Плана по управлению пастбищами и их использованию. Если в плане не предусмотрено выставление на конкурс свободных пастбищных участков, то их и нельзя будет кому-либо предоставлять.
Компетенция МСХ РК, областных, районных акиматов и сельских акимов значительно дополнена Законом. С 29 апреля 2024 года Минсельхоз будет разрабатывать и утверждать кроме вышеописанного типового Плана и методику разработки планов по развитию и реконструкции объектов пастбищной инфраструктуры; организовывать проведение геоботанического обследования и мониторинга пастбищ.
К функциям областных акиматов и управлений добавлены:
– разработка и утверждение планов мероприятий по борьбе с деградацией и опустыниванием пастбищ;
– разработка и утверждение планов мероприятий по обводнению пастбищ;
– осуществление мониторинга реализации планов по управлению пастбищами и их использованию;
– разработка и утверждение планов по развитию и реконструкции объектов пастбищной инфраструктуры;
– внесение в Правительство Республики Казахстан предложения о предоставлении пастбищ, находящихся на территории одной области, для использования другой области;
– предоставление пастбищ, в том числе отгонных, находящихся на территории одного района (кроме районов в городах), города областного значения, для использования другому району (кроме районов в городах), городу областного значения.
В компетенцию районных акиматов также дополнены обязательства по содействию в создании объединений пастбищепользователей (простых товариществ, консорциумов), а также по реализации всех планов в отношении пастбищ, которые включены в компетенцию облакиматов и перечислены выше.
В Закон РК «О пастбищах» будет включена дополнительная статья 16-1 «Мероприятия по восстановлению и улучшению состояния пастбищ». Которая пестрит амбициозно-лозунговыми мерами и включает:
1. Восстановление и улучшение состояния пастбищ осуществляются на основе результатов геоботанического обследования и мониторинга пастбищ. Восстановление и улучшение состояния пастбищ также осуществляются при проведении инвентаризации земель.
2. Мероприятия по восстановлению и улучшению состояния пастбищ заключаются в содействии естественным процессам поддержания плодородия почвы, создания нового травостоя путем посева высокоурожайных сортов многолетних трав и аридных растений (культур), обводнения и проведения других мероприятий.
3. Мониторинг пастбищ осуществляется в целях наблюдения за состоянием пастбищ, происходящими изменениями, возникающими в результате их использования, оценки и прогноза их состояния, выявления и устранения негативных процессов.
4. Осуществление мероприятий по восстановлению и улучшению состояния пастбищ обеспечивают уполномоченный орган (МСХ), местные исполнительные органы и органы местного самоуправления, а также пастбищепользователи.
5. Финансирование мероприятий по восстановлению и улучшению состояния пастбищ осуществляется за счет бюджетных средств и (или) иных источников, не запрещенных законодательством Республики Казахстан.
Будет ли толк?
Ужесточение для действующих землепользователей условий использования пастбищных участков в Казахстане нужно для покрытия растущего дефицита пастбищ. Власти ищут угодья для сельхозживотных, поголовье которых прибавляется у населения, в личных подворьях и ЛПХ благодаря программе «Ауыл Аманаты» и прочим действиям по повышению доходов селян.
По данным председателя Комитета по управлению земельными ресурсами М. Темиржанова, с 2022 года и на сегодня государству уже возвращено 10,4 млн га сельхозземель по всей республике. Из них перераспределены местному населению 3,7 млн га (в общее пользование для выпаса скота – 1,72 млн га, на конкурсной основе в раздельное пользование – 1,69 млн га).
«Следует отметить, что 4,4 млн га сельхозземель, или 44% от всех возвращенных с 2022 года по стране земель, ранее были в руках у 204 крупных субъектов предпринимательства», — информировал Мурат Темиржанов.
Для снижения дефицита пастбищ за акиматами закреплено 562,1 тыс. га пастбищных земель в общее пользование, для выпаса скота. 65,1 тыс. га пастбищ представлены в землепользование на конкурсной основе, зарезервировано 746,6 тыс. га. В черту населенных пунктов включены 97,3 тыс. га пастбищных земель.
Земельные участки в черте населенных пунктов землепользователям лучше отдать добровольно. Их заберут повышенными налоговыми ставками, ужесточением земельного законодательства и условий землепользования, введением общественных пастбищ и иными мерами.
Будут ли власть и пастбищепользователи следить за состоянием пастбищ и беспрерывно его улучшать, как регламентирует новый Закон? В силах ли местные исполнительные органы и их бюджет бороться с деградацией пастбищ? К чему приведет эта повсеместная пастбищеразвёрстка? Много пастбищных участков уже безнадежно деградировали и оскудели от неправильного и халатного отношения сельских жителей к земле. Сейчас начало апреля – а уже многие владельцы выпускают скот, копыта которых выворачивают корни растений исключая прорастание. И так всюду и всегда. Конечно пастбища нужны скотине, но за ними нужно следить и беречь. У сельских жителей напрочь отсутствует бережное отношение к угодьям для своих же животных, правильное и перспективное использование, не говоря уже о поддержании плодородия, создании нового травостоя, развитии пастбищной инфраструктуры. Пастбищеразвёрстку следовало бы начать с вселения такой мысли пастбищепользователям.
Гани Ермек