Основные изменения Налогового кодекса, вступившие в действие с 1 января 2013 года
Продолжаем публиковать значимые для сельхозтоваропроизводителей изменения Налогового Кодекса РК, введенные с 01 января 2013 года.
В целях сокращения Форм Налоговой отчетности объединили:
Декларацию по индивидуальному подоходному налогу и социальному налогу (форма 200.00) и Расчет по исчисленным, удержанным (начисленным) суммам обязательных пенсионных взносов, начисленным социальным отчислениям (форма 201.00), подаваемым по исчисленным суммам этих платежей в свою пользу индивидуальными предпринимателями.
Внесены изменения в порядок исчисления следующих налогов:
3. Налог на добавленную стоимость
С 01 января 2013 года установлен порядок определения размера облагаемого оборота при безвозмездном выполнении работ, оказании услуг: размер облагаемого НДС оборота при безвозмездном выполнении работ и услуг определяется исходя из стоимости товаров, работ, услуг, использованных на выполнение таких работ, услуг, при приобретении которых НДС был отнесен в зачет. Раньше было положение только о безвозмездной передаче товара. При этом стоимость фиксированных активов в случае предоставления их в безвозмездное пользование для включения в облагаемый оборот определяется по формуле.
С фа = (НДС пр / Спи) *
(Тф) / (НДС %),
где:
С фа – стоимость фиксированного актива, включаемая в облагаемый оборот, при передаче в безвозмездное пользование;
НДС пр – сумма налога на добавленную стоимость, отнесенного в зачет при приобретении фиксированных активов;
С пи – срок полезного использования фиксированного актива, определенный в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, исчисленный в календарных месяцах;
Тф– фактическое количество месяцев передачи в пользование, приходящихся на отчетный налоговый период;
НДС % – ставка налога на добавленную стоимость в процентах, действующая на дату предоставления в пользование.
При приобретении работ, услуг от нерезидента, не являющегося плательщиком НДС в РК и не осуществляющего деятельность через филиал или представительство, сумма НДС, исчисленная в соответствии со статьей 241 Налогового кодекса подлежит уплате в бюджет не позднее 25-го (ранее было – 15-го) числа второго месяца, следующего за отчетным налоговым периодом, то есть срок оплаты продлен на 10 дней. В п. 6 статьи 241 «Облагаемый оборот при приобретении работ, услуг от нерезидента» добавлен подпункт 4), согласно которому не подлежит обложению НДС за нерезидента стоимость работ, услуг, которая включена в размер облагаемого импорта при ввозе товаров из государств-членов Таможенного союза и по которому НДС уплачен в бюджет Республики Казахстан.
С 01 января 2013 года освобождаются от НДС обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является РК, статья 248 НК РК дополнена:
– услуги оператора вагонов (контейнеров), связанных с перевозками, являющимися международными в соответствии с Налоговым Кодексом. В Закон РК «О железнодорожном транспорте» введен новый вид услуги – услуги оператора вагонов (контейнеров). Деятельность оператора вагонов (контейнеров) заключается в непрерывном обеспечении перевозок грузов вагонами (контейнерами).
– лома и отходов цветных и черных металлов;
– предметов религиозной принадлежности в случае их реализации религиозными объединениями. Импорт данных предметов также освобожден от обложения НДС, если они не предназначены для дальнейшей реализации. Перечень предметов религиозной принадлежности и перечень религиозных объединений утверждается Правительством Республики Казахстан.
– услуги по защите и социальному обеспечению детей, престарелых, ветеранов войны и труда, инвалидов, осуществляемых некоммерческими организациями;
– услуги по проведению религиозными объединениями религиозных обрядов и церемоний в соответствии с законодательством РК;
– услуги по осуществлению видов образовательной деятельности, реализуемые автономными организациями образования при соблюдении соответствующих условий.
4. НДС, относимый в зачет
Уточнен порядок выписки счетов-фактур при получении через доверенное лицо услуг проезда, коммунальных услуг и услуг связи, приобретение товаров за наличный расчет, а также предоставление возможности отнесения в зачет сумм НДС при утере посадочного талона.
По счету-фактуре. В статье 263 НУ РК уточнены требования относительно указания адреса, серии свидетельства по НДС в счетах-фактурах, а именно:
– указывается адрес поставщика и покупателя товаров, работ, услуг, в котором указывается место нахождения поставщика и получателя товаров, работ, услуг;
– серия и номер свидетельства поставщика-плательщика налога на добавленную стоимость о постановке на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость.
С 1 января 2013 года копия приказа по назначению уполномоченного лица заверять счета-фактуры должна быть доступна для визуального ознакомления получателей товаров, работ, услуг (пункт 8 ст. 263). Получатель товаров, работ, услуг вправе обратиться к поставщику данных товаров, работ, услуг с требованием представить заверенную уполномоченным на то лицом копию приказа о назначении лица, уполномоченного подписывать счета-фактуры, а поставщик обязан выполнить данное требование в день обращения получателя товаров, работ, услуг.
С 1 января 2013 года структурное подразделение юридического лица, являющееся поставщиком товаров, работ, услуг, по решению налогоплательщика вправе заверять выписанные им счета-фактуры печатью такого структурного подразделения юридического лица, содержащей название и указание на организационно-правовую форму юридического лица.
В случае, если в соответствии с требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и учетной политикой руководитель или ИП ведет бухгалтерский учет лично, вместо подписи главного бухгалтера указывается «не предусмотрен».
Согласно п. 7 ст. 263 НК РК в случае вывоза товаров в таможенной процедуре экспорта (за исключением экспорта в Россию и Беларусь) счет-фактура выписывается не позднее даты совершения оборота по реализации.
В статье 267, определяющей порядок уплаты НДС юридическими лицами, осуществляющими переработку сельскохозяйственного сырья, внесены изменения в п. 3 по представлению налогоплательщику права выбора по применению положений статьи 267 Налогового кодекса, а именно:
«В целях определения суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, при применении настоящей статьи:
1) в случае отсутствия сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога (далее – превышение налога на добавленную стоимость) – исчисленная в соответствии со статьей 266 настоящего Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, уменьшается на 70 процентов;
2) в случае наличия сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом превышения налога на добавленную стоимость – уменьшению на 70 процентов подлежит превышение исчисленной в соответствии со статьей 266 настоящего Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, над суммой превышения налога на добавленную стоимость, сложившегося нарастающим итогом на начало отчетного налогового периода.
3-1) В случае принятия решения о применении настоящей статьи юридическое лицо, осуществляющее переработку сельскохозяйственного сырья, обязано применять положения настоящей статьи ко всем налоговым периодам, входящим в календарный год».
Внесены изменения в статью 274 Налогового кодекса, регулирующую вопросы упрощенного порядка возврата НДС.
Так, налогоплательщикам, имеющим право на упрощенный порядок возврата, возврат НДС в упрощенном порядке будет производиться в размере 70 % от суммы превышения НДС, сложившегося за отчетный налоговый период. При этом, остальные 30 % превышения НДС таким налогоплательщикам будут возвращаться по результатам проверки достоверности произведенного возврата в упрощенном порядке.
С 01 января 2013 года при возврате превышения НДС встречные проверки поставщиков будут производиться только в отношении поставщиков, у которых по результатам анализа аналитического отчета Налогового комитета Министерства финансов «Пирамида» выявляются расхождения по взаиморасчетам с налогоплательщиком, который претендует на возврат НДС из бюджета.
Налоговый департамент по Костанайской области