Новые нормы предлагается ввести в законодательство по итогам Комиссии по земельной реформе
Нормы по устранению барьеров на оборот сельхозземель посредством снятия ограничений на распоряжение такими землями или отчуждение права аренды без выкупа права у государства, предлагается ввести в новый Земельный кодекс РК.
В целях исполнения поручения Главы государства и по итогам деятельности Комиссии по земельной реформе, созданной в марте 2021 года, МСХ РК разработал и вынес на публичное обсуждение Концепцию по проекту Закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития земельных отношений». Законопроект затрагивает ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих земельные отношения. Предлагается ввести изменения и дополнения в Земельный, Предпринимательские кодексы и некоторые Законы РК.
Концепция по проекту Закона размещена на официальном портале «Открытые НПА» для публичного обсуждения.
По итогам прошедших 5 заседаний члены Комиссии по земельной реформе согласились с неготовностью на данном этапе казахстанского общества к частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, а также Комиссии к принятию окончательного решения по данному вопросу.
В этой связи, проектом Закона на основании принятого Комиссией решения предлагается продлить срок действия моратория на предоставление частной собственности земель сельскохозяйственного назначения сроком до 31 декабря 2025 года.
Но, решено предложить вывести из действия моратория нормы по упрощению процедуры изменения целевого назначения земельного участка сельскохозяйственного назначения и снятию ограничений на распоряжение правом аренды на сельскохозяйственные земли (отчуждение права аренды без выкупа права у государства).
Что именно включает в себя норма по отчуждению права аренды без выкупа права у государства? Нам еще придется узнать из проекта нового Земельного кодекса, а также ряда предстоящих созданию нормативно-правовых актов, регламентирующих земельные отношения. В Концепции по проекту Закона речь идет о продаже прав аренды.
Институт долгосрочной аренды на земли сельскохозяйственного назначения предложено сохранить и усовершенствовать.
На сегодняшний день общая площадь сельскохозяйственных угодий в земельном фонде страны составляет 202,2 млн.га. Из них 108,6 млн.га вовлечено в сельскохозяйственный оборот, 93,6 млн.га находятся в запасе. При этом, из 108,6 млн.га, используемых в сельском хозяйстве, 107,2 млн.га предоставлены в аренду более 200 тыс. субъектам АПК. Таким образом, более 98% находящихся в обороте земель сельскохозяйственного назначения в настоящее время находятся в аренде.
Отсутствие механизма распоряжения арендуемыми сельскохозяйственными земельными участками является сдерживающим фактором инвестиционной привлекательности сельхозземель и, следовательно, тормозом развития сельского хозяйства.
Этому также способствует отсутствие эффективного механизма изъятия прав на нерационально используемые земельные участки. Предусмотренные механизмы изъятия земель сложные и длительные. Тем самым сохраняется парадоксальная ситуация, когда при наличии огромных земельных ресурсов в республике для ведения агробизнеса земли отсутствуют.
Предприниматели, которые хотят открыть свой бизнес в аграрной сфере, или расширить уже имеющийся, сталкиваются с ситуацией, что нет подходящей земли. При этом вокруг находятся огромные неиспользуемые земельные массивы.
В этой связи, в законопроекте предусматриваются нормы по устранению барьеров на оборот сельхозземель посредством снятия ограничений на распоряжение такими землями (отчуждение права аренды).
Также предлагается перейти на электронный формат предоставления земель сельскохозяйственного назначения, что обеспечит прозрачность механизма получения таких земель, а также конкретизировать обязательства субъектов земельных правоотношений по рациональному и эффективному использованию земель.
В этой связи, учитывая интересы действующих арендаторов и лиц, заинтересованных в получении земель для ведения сельского хозяйства в долгосрочную аренду, проектом Закона предлагается сохранить норму по предоставлению на конкурсной основе земель сельскохозяйственного назначения в аренду сроком до 49 лет.
При этом, в целях исключения рисков спекуляции, приобретения субъектами рынка права аренды сельхоз земель у государства исключительно для последующей его продажи, с целью извлечения прибыли от сделки, предлагается установить отчуждение права аренды по истечении пятилетнего срока.
Совершение сделок по продаже права аренды земельного участка предлагается осуществлять с обязательным уведомлением уполномоченного органа по земельному отношению и последующим переоформлением договора аренды на нового арендатора.
Принимая во внимание, что продажа права аренды на земельные участки, сформированные за счет условных земельных долей, напрямую затрагивает права и интересы правообладателей указанных долей, предлагается разрешать сделки с такими земельными участками только при условии их письменного согласия.
Также, в целях регулирования вопросов по залогу сельскохозяйственных земель проектом Закона предлагается залог земельного участка, сформированного за счет условных земельных долей допускать только с согласия обладателей таких долей. В случае отсутствия такого согласования передача в залог не допускается.
Гани Ермек